Главная Новости Дайджест Двойная игра «Империал Тобакко» или какие акцизы на сигареты нужно повышать
commentss НОВОСТИ Все новости

Двойная игра «Империал Тобакко» или какие акцизы на сигареты нужно повышать

Константин Красовский, завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований при Министерстве здравоохранения Украины

21 января 2015, 10:35
Поделитесь публикацией:
Двойная игра «Империал Тобакко» или какие акцизы на сигареты нужно повышать

Благодаря встрече в кулуарах комитета Верховной Рады Украины с представителями корпорации "Империал Тобакко" я получил детальное письменное описание их предложений по акцизам, которые они предлагают депутатам, хотя в СМИ эти предложения обозначены очень обще. Например, в интервью сайту "Цензор" представитель "Империал Тобакко" заявляет: "Нужно немедленно изменить структуру табачного акциза, увеличив его адвалорный компонент… Мы отправили госчиновникам новые расчеты повышения ставок, которые на следующий год должны дать около 3 млрд. гривен дополнительных налоговых сборов".

Вместе с тем представители корпорации выступают против предложения правительства повысить уровень акцизов на сигареты без фильтра до уровня акциза на сигареты с фильтром. Такая позиция продиктована тем, что "Империал Тобакко" в основном выпускает дешевые сигареты, а их конкуренты — дорогие. Специфический акциз берется по количеству сигарет и поэтому повышает акциз (и цену) на одну и ту же сумму на все сигареты, но в процентном отношении рост цен существеннее для дешевых сигарет. Адвалорный акциз берется исходя из стоимости сигарет, поэтому акциз и цена на дорогие сигареты растут в большей степени. В условиях неизбежного роста ставок акциза в Украине "Империал Тобакко" решила получить конкурентные преимущества, увеличив акциз преимущественно на дорогие сигареты.

Внимательное изучение детальных предложений "Империал Тобакко" позволило выявить случаи манипуляций с цифрами, с помощью которых они продвигают свою точку зрения.

1. Приводится график цен и акцизов за 2008-2014 годы на условные сигареты стоимостью 6, 8 и 20 гривен, который показывает, что акциз на дорогие сигареты в сентябре 2014 года достиг лишь уровня января 2011 года. Манипуляция заключается в том, что за это время цена каждой марки сигарет выросла как из-за роста акциза, так и за ценовой политики табачных компаний. Если взять самые дорогие из популярных сигарет марки "Парламент", то в 2011 году они стоили 15,50 грн. за пачку (акциз 5,15 грн.), в ноябре 2013 года — 19 грн. (акциз 5,15 грн., столько же, сколько и в 2011 году), а в ноябре 2014 года — 23 грн. (акциз 6,85 грн.).

2. Приводятся расчеты по ставкам на пачку сигарет с фильтром стоимостью 8 гривен, хотя в задекларированных "Империал Тобакко" ценах на 1 декабря 2014 самые дешевые их сигареты с фильтром стоят 10 гривен.

3. Еще одна манипуляция заключается в том, что они предлагают увеличение адвалорного акциза якобы лишь на 5%, 7% или 10%. На самом деле они предлагают увеличить ставку с действующих 12% до соответственно 17%, 19% и 22%, то есть на 42-83%.

Однако реально они выступают за рост ставок акциза и, может показаться, что их предложение весьма разумно. С точки зрения наполнения бюджета повышение адвалорного акциза может быть достаточно эффективным. Однако с точки зрения здоровья потребителей повышения специфического акциза имеет явные преимущества, так как в большей степени увеличивает цены на сигареты и ценовой диапазон уменьшается. При повышении акцизов и цен каждый курильщик имеет выбор — перейти на более дешевые сигареты или бросить курить. При росте только специфического акциза эффект перехода на дешевые сигареты очень мал и поэтому больше курильщиков пробует бросить курить. Если же растет только адвалорный акциз, то цена на самые дешевые сигареты почти не меняется и малообеспеченные курильщики продолжают их курить вместо того, чтобы бросить курить.

Это подтверждают и письменные предложения "Империал Тобакко" в которых они отмечают, что их расчеты поступлений в бюджет исходят из того, что "объем рынка 72 млрд. шт. сигарет (2014) останется неизменным в 2015 гг.". То есть они показывают, что рост только адвалорного акциза не ведет к уменьшению потребления табака и поэтому предложенный "Империал Тобакко" вариант повышения акцизов неприемлем с точки зрения здоровья потребителей.

Кроме того, табачные компании могут менять свою долю цены в любую сторону и это может существенно повлиять на доходы бюджета. Например, в ноября 2014 г. табачные компании снизили цены на сигареты в Сербии на 15-20%. Из-за этого бюджет Сербии не получит запланированных доходов. Если же в структуре акциза преобладает специфический компонент, то изменения цен на сигареты не влияют на доходы бюджета.

По этим причинам в Европейском Союзе в последние годы проводится политика увеличения специфического акциза при одновременном уменьшении адвалорного, при этом суммарная ставка акциза всегда растет. В 2010-2014 годах адвалорную ставку уменьшили Словения (с 46% до 22%), Ирландия (с 18% до 9%), Великобритания (с 24% до 16,5%), в целом 22 страны ЕС из 27. В Швеции, Дании и Нидерландах ставка адвалорного акциза в настоящее время составляет лишь 1%.

Однако совсем отказаться от адвалорного акциза страны ЕС не могут, потому что Директива 2011/64/ЕС требует, чтобы акциз был комбинированным и доля специфического акциза в нем составляла от 7,5% до 76,5% всего налога. Соответственно адвалорный акциз с НДС должны быть не менее 23,5%. Для Украины это значит, что адвалорный акциз должен быть не менее: 23,5% — 16,67% = 6,83% от суммарного налога (акциз + НДС).

Еще одна досадная особенность адвалорного акциза состоит в том, что он считаться от конкретной цены. Акциз платит производитель и цена поэтому должна устанавливаться производителем. Когда-то в Украине для расчета бралась оптовая цена, по которой производитель продает сигареты оптовой фирме. Но производители быстро создали аффилированные фирмы, которые покупали у производителя все сигареты по искусственно заниженным ценам, а затем перепродавали по рыночным ценам. Поэтому, по примеру ЕС, в Украине для базы адвалорного акциза берется максимальная розничная цена, которую устанавливает сам производитель. В результате, сигареты являются единственным потребительским товаром, на которой установлены максимальные цены, за превышение которых продавец должен уплатить штраф в размере не менее 10 000 гривен. С точки зрения социальной политики и здоровья потребителей такая норма является крайне непродуктивной.

Более подробно читайте на сайте Gazeta.ua.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Костянтин Красовський, Gazeta.ua
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!