УКРАИНА

Анатолий Могилев: Крым обладает всеми возможностями, чтобы стать экономически самостоятельным

 

Председатель Совета министров АРК


Можно ли, по Вашему мнению, решать проблему отрицательной демографической динамики в отдельно взятом регионе? Если да, то каким образом?

 

Положительная демографическая динамика во многом зависит от стабильности в регионе, уверенности людей в завтрашнем дне. Я глубоко убежден, что решить эту проблему можно только при условии интенсивного социально-экономического развития региона. Стабильность, рабочие места с достойной зарплатой, доступное здравоохранение и качественное образование — вот те постулаты, которые необходимы, чтобы демографическая динамика была положительной. Хочу подчеркнуть, что за последние годы нам удалось вернуть доверие людей к власти. Крымчане с уверенностью смотрят в завтрашний день.

Не менее важно обеспечить достойный уровень медицины. Медицинская помощь должна быть доступной и качественной, особенно когда речь идет о здоровье матери и ребенка. В рамках Национального проекта «Новая жизнь — новое качество охраны материнства и детства» в Крыму создан и уже не первый месяц успешно работает Республиканский перинатальный центр. Центр обеспечен современной диагностической аппаратурой, имеет в своем арсенале новейшие перинатальные технологии, в учреждении работают высококвалифицированные специалисты. Задача — кардинально изменить подход к оказанию медицинской помощи матерям и детям. Квалифицированная помощь и достойный уход должны быть доступны в любом регионе Крыма, включая самые отдаленные. С этой целью в центре внедрена система телемедицины, что значительно повысит качество перинатальной помощи в регионах. В режиме он-лайн консультацию специалистов может получить буквально каждая роженица на территории любого региона Крыма. Кроме того, в перспективе планируется открыть межрегиональные перинатальные центры в Феодосии, Евпатории, Джанкойском районе и два региональных центра в Керчи и Ялте. Такой комплексный подход, безусловно, дает результаты. Так, в Крыму зафиксировано планомерное снижение показателей младенческой и материнской смертности. В 2012 году показатель материнской смертности снизился на 52,6%, младенческой смертности — на 4,4%. Говорить об этом на сухом языке цифр и статистики сложно. Но я хочу подчеркнуть, что вопросы повышения качества медицинской помощи и впредь будут на особом контроле власти.

Не менее актуально восстанавливать работу детских садов. В 90-е годы детские сады массово закрывали, а здания передавали в аренду, перепрофилировали. За последние 20 лет количество детских садов в Крыму сократилось на треть. Кризис в то время спровоцировал резкое ухудшение демографической ситуации. К счастью, в последние годы рождаемость растет такими темпами, что даже заговорили о «беби-буме». И очереди в детские сады стали настоящим испытанием для родителей. Но сегодня решение этой проблемы — один из ключевых приоритетов государственной политики и мы пошагово работаем в этом направлении: возвращаем общинам детские сады, реконструируем, строим новые объекты; создаются дополнительные группы в существующих детских садах и при учебных заведениях. К примеру, в августе 2012 года открылся после реконструкции детский сад в Симферополе на улице Дмитрия Ульянова, отвечающий всем современным требованиям. Это 200 мест для детей и 63 новых рабочих места для симферопольцев. В октябре мы открыли детсад в Гвардейском, который не работал с 1999 года. Эти проблемы копились годами и за один день их не решить. Но сегодня поставлена задача — ни один социальный объект не должен сдаваться в аренду или перепрофилироваться без обсуждения с местной общиной.

Решению демографической проблемы, безусловно, уделяется приоритетное внимание на государственном уровне. Прежде всего, речь идет о социальной поддержке семей с детьми, повышении уровня охраны материнства и детства, выплат при рождении ребенка и так далее. Хочу также отметить, что по итогам 2012 года среди регионов Украины Крым вошел в пятерку лидеров по защите прав детей. Такой комплексный подход дает результаты. Демографическая ситуация в Крыму в последнее время значительно улучшилась.


Как Вы относитесь к идее, чтобы государство в лице Совета министров взяло на себя все долговые обязательства по зарплатам, единовременно погасило их, а уже потом спрашивало бы с должников самостоятельно, сняв этот груз с плеч наемных работников? (Цена вопроса — всего лишь 894 млн грн; на подготовку к Евро-2012 страна потратила в 47 раз больше).

 

Эта идея не нова. В 2004 году на государственном уровне было принято решение о направлении средств, поступивших от приватизации имущества, на погашение долгов по зарплате ряда государственных предприятий, в том числе в Крыму. Из Госбюджета выделили средства на беспроцентные целевые займы на погашение долгов, по Крыму свыше 16 млню грн. Однако только таким путем эту проблему не решить. Ряд предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса, вновь нарастили долги. В этом вопросе нужен комплекс мер, направленных на устойчивое развитие предприятий, включая госзаказы, привлечение инвестиций, дерегуляцию и дебюрократизацию ведения бизнеса.


Как Вы относитесь к идее бюджетного федерализма? Считаете ли Вы продуктивными межбюджетные отношения, которые сложились сегодня, когда в центре консолидируется до трех четвертых общих доходов страны, а делегированные органам местного самоуправления полномочия финансируются по остаточному принципу?

 

Прежде всего, хочу отметить, что по Крыму за прошлый год все неотложные расходы бюджета по заработной плате, социальным выплатам профинансированы в полном объеме. В этом году финансирование первоочередных расходов, непосредственно связанных с выплатами населению, также будет обеспечено.

Но проблема недостаточности бюджетного ресурса, безусловно, существует. И это объясняется рядом объективных причин, обусловленных спецификой АРК. Крым как курортный регион тратит немалые средства на социальную инфраструктуру, которая в высокий сезон обслуживает миллионы отдыхающих. Приведу наглядный пример: в 2012 году в Крыму отдохнули более 6 млн. туристов, и только на медицинское обслуживание отдыхающих местные бюджеты потратили порядка 30 млн. грн.

Для Крыма характерна также проблема с обеспечением водой: на закачку воды в наши водохранилища тратятся немалые средства.

Можно обозначить несколько ключевых направлений увеличения ресурса местных бюджетов: это увеличение собранных налогов, в том числе путем внесения изменений в законодательство для более эффективного их администрирования. Мы системно ведем работу по использованию имеющихся резервов дополнительных поступлений, параллельно с центральными органами власти отрабатываются предложения по улучшению администрирования отдельных платежей. Прежде всего, речь идет о туристическом сборе, налогообложении мини-гостиниц, ресторанного бизнеса. Второй источник — это дополнительные трансферты из государственного бюджета или расширение доходов местных бюджетов за счет передачи отдельных платежей из госказны.

Хочу подчеркнуть, что Автономная Республика Крым, являясь единственной автономией в Украине, согласно своей Конституции имеет достаточно сильные аргументы для расширения перечня доходов местных бюджетов региона. Это рациональный подход, поскольку расширение перечня местных доходов будет стимулировать местные органы власти целенаправленно увеличивать поступления этих платежей не только через фискальные методы, но и путем внедрения эффективных механизмов по поддержке и стимулированию предприятий реального сектора экономики, которые являются крупными налогоплательщиками.

Я глубоко убежден, что Крым обладает всеми возможностями, чтобы стать экономически самостоятельным: это и уникальные природно-географические особенности, выгодное транзитно-транспортное расположение, рекреационные и бальнеологические ресурсы, большие площади сельхозугодий, научный и человеческий потенциал. Имея такие возможности, недопустимо оставаться дотационным регионом и ходить «с протянутой рукой». Для экономического прорыва, безусловно, необходимы соответствующие полномочия и мы прилагаем все возможные усилия, чтобы наполнить полномочия Крыма реальным содержанием.

Кроме того, мы активно выступаем с законодательными инициативами. Напомню, разработан и уже принят в первом чтении законопроект «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях ведения инвестиционной деятельности на ее территории». Это знаковый документ для Крыма, который направлен на создание благоприятных условий для комплексного развития автономии, эффективного использования ресурсного потенциала и привлечения инвестиций. Отдельный раздел проекта закона посвящен особенностям ведения инвестиционной деятельности на территории Крыма. С целью стимулирования инвестиционной активности в регионе законопроект предусматривает предоставление инвесторам налоговых и таможенных льгот, а также госгарантий.


У Совета министров есть способы, чтобы помочь работникам предприятий в борьбе за повышение зарплат? На чьей стороне должен выступать Совет министров в случае возникновения конфликта между хозяином и наемным работником? (К примеру, «Новый курс» Франклина Рузвельта расширил права профсоюзов в ущерб интересам работодателей, что, в конечном итоге, привело к значительному увеличению социальных гарантий).

 

В Крыму на протяжении многих лет действует Региональное соглашение между Советом министров и республиканскими организациями работодателей и профсоюзов. Это соглашение регулирует минимальные гарантии в оплате труда для предприятий сферы его действия. И каждое из таких соглашений содержит нормы, обязывающие работодателей устанавливать нормативы оплаты труда, выше определенных действующим законодательством.

Приведу пример: сегодня при минимальной заработной плате 1147 гривен работодатель обязан установить минимальную тарифную ставку слесарю–инструментальщику не ниже 1514 гривен, трактористу — 1457 гривен, строителю — 1571 гривну.

Хочу отметить, что на сегодняшний день такие нормы в Региональном соглашении установлены только в Крыму.

Совет министров, профильные ведомства принимают комплекс мер, направленных на повышение уровня заработной платы в автономии. В среднем за 2012 год номинальная средняя зарплата составила 2654 грн. По этому показателю автономия занимает 12-е место среди 27 регионов Украины, как и в 2011 году. А по темпу роста Крым улучшил свои показатели, переместившись на 10-е место с 20-го, которое занимал еще год назад. По индексу реальной заработной платы Крым поднялся с 23-го на 8-е место среди регионов Украины по сравнению с 2011 годом.

Что касается вопроса, чью сторону займет Совет министров в случае конфликта между работодателем и наемными работниками, хочу напомнить, что правовые и организационные основы по решению трудовых споров между работодателем и наемными работниками определяет Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», положения которого должны выполнять как работодатель, так и наемные работники. Конечно, к каждому конкретному случаю нужно подходить индивидуально. Любые конфликтные ситуации должны рассматриваться только в соответствии с нормами закона. Если работодатель нарушает права наемных работников, то, безусловно, Совет министров вправе потребовать от Территориальной государственной инспекции по вопросам труда в АРК и прокуратуры провести проверки и призвать нарушителя закона к порядку. Мы постоянно мониторим эту ситуацию и на любое обращение граждан по таким вопросам реагируем незамедлительно.


Насколько, по Вашей оценке, может быть увеличена площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель и объем выращиваемой продукции, в случае отмены моратория на куплю-продажу этих земель?

 

На сегодняшний день в активном обороте — 900 тысяч га пашни, а при условии начала работы рынка сельхозземель в активный сельскохозяйственный оборот может быть введено порядка 225-260 тысяч га.

Я считаю, что будущее Крыма не только в развитии санаторно-курортной отрасли, а, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Я убежден, что ставку нужно делать именно на агропромышленный комплекс. Необходимо возрождать оросительную систему, внедрять новые наработки. Нельзя выращивать, к примеру, злаковые, только потому, что их тут сто лет выращивали. Нужно развиваться, учитывать научные наработки. Крымское сельское хозяйство должно стать инновационным, тогда оно будет конкурентоспособным. От этого зависит не только продовольственная стабильность в регионе, но и рабочие места для крымчан, поступления в бюджет. Поэтому мы даем «зеленую улицу» тем хозяйствам и инвесторам, которые создают высокотехнологичные производства. Результаты уже есть: впервые за долгие годы в отрасли создаются новые предприятия. К примеру, в октябре минувшего года в пгт Красногвардейское открыт завод по переработке молока и производству молочной продукции, на котором установлено современное энергосберегающее оборудование. Реализуется ряд крупных инвестпроектов по реконструкции и модернизации производственных мощностей в растениеводстве, строятся и открываются мощные холодильники для хранения сельхозпродукции.


Близка ли Вам идея выборности губернаторов с целью усиления местного самоуправления?

 

Президент Украины не раз подчеркивал, что является сторонником усиления местного самоуправления. Это необходимое условие для эффективной реформы местного самоуправления и децентрализации власти, сокращения бюрократического аппарата на местах. Но, безусловно, это сложный процесс, работа не одного дня, которая требует продуманного подхода.

Что касается выборности губернаторов, то это напрямую зависит от передачи полномочий на места и наделения дополнительными полномочиями местных руководителей. Сегодня очень многие управленческие вопросы решаются в Киеве.

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

властьвлада деньги гроші стиль жизнистиль життя hi-tech hi-tech спорт спорт мир світ общество суспільство здоровье здоров'я звезды зірки
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus