Главная Новости Досуг Европейцы до сих пор считают, что украинское кино – это кино времен СССР
commentss НОВОСТИ Все новости

Европейцы до сих пор считают, что украинское кино – это кино времен СССР

Французский режиссер Жанна Лабрюн заявила, что массовый кинематограф не уничтожит авторское кино и поделилась с «Комментариями» рецептом взаимодействия режиссеров и государства

4 апреля 2011, 13:25
Поделитесь публикацией:
Европейцы до сих пор считают, что украинское кино – это кино времен СССР

В Киев пришла "Французская весна". В этом году она началась с ретроспективы лучших фильмов известной французской актрисы Изабель Юппер. Открывать "Французскую весну- 2011" в украинскую столицу приехала обладательница приза молодежного жюри Каннского фестиваля режиссер Жанна Лабрюн. Именно ее лента "Особые отношения" открыла ретроспективу "Изабель Юппер: Лучшие фильмы". "Комментариям" удалось расспросить режиссера о проблемах развития кинематографа, особенностях французского и украинского киноискусства.

В мире киноискусства существует, можно сказать, отдельный жанр -  "французское кино". Это особенный шарм, особая энергетика и эстетика, которая ощущается не только в актерской игре, но и в режиссуре. Как Вы относитесь к такому определению?

Да, конечно, "французское кино" существует, и мое творчество напрямую связано с этим определением. Французское кино очень изменилось, сейчас многие жанры попадают под влияние Америки. Я отношусь к так называемой "старой генерации" режиссеров. Для меня французское кино – это такое, в котором говорится о чем-то внутреннем, интимном. Ощущения, мысли, идеи имеют гораздо большее значение, чем действие.

Как Вы считаете, по какому вектору будет развиваться кинематограф будущего?

Сейчас существует тенденция возвращения к истокам – к зрелищности. Ведь сначала кино показывали на ярмарках и массовых празднествах как зрелище для толпы. Сейчас, по сути, происходит то же самое – теперь уже мало спецэффектов и компьютерной графики, их дополняет или вытесняет эра 3D. Но в противовес этому будут существовать фильмы с меньшими бюджетами, такие фильмы, которые говорят о внутренних вещах. Подобный дуализм — нормальный процесс развития социума. Ведь еще до "компьютерной эры" снимались вестерны, детективы, ужастики. Однако в тот же момент снимали Тарковский, которого я очень люблю, Этторе Скола, Ингрид Бергман, Жак-Люк Годар. Но, конечно, есть проблема – чем дальше, тем сложнее находить бюджеты на фильмы, в которых говорится о состояниях души.

Насколько просто снять кино во Франции? Какова роль государства в этом процессе?

Франция – это, как известно, страна, открывшая кинематограф. Поэтому режиссеры вместе с институциями и продюсерами ищут и находят способы поддерживать кинопроизводство. Во Франции существует CNC — Национальный центр кинематографии". Он выдает разрешения на вложение инвестиций в производство, прокат и продажу видео, руководит фондами поддержки кино. Благодаря существованию этой организации моя страна снимала кино даже в 70-е года, когда киноиндустрия переживала колоссальный кризис и практически обвалилась во всех странах Евросоюза. Наше государство очень серьезно подходит к инвестированию средств в кинопроизводство.  Система такова: процент от продажи каждого билета в кинотеатре идет в CNC. В этом центре специальная комиссия, состоящая из режиссеров, продюсеров, сценаристов, распределяет средства. Прежде всего, они идут на выдачу аванса в фонд съемок кино. Такое отношение позволяет защищать художественную составляющую кино, избавляя режиссеров от поисков стопроцентного частного финансирования съемок. В прошлом году, например, во Франции было снято 250 фильмов.

Украине пока остается только мечтать о таких цифрах…

Не думайте, что у нас все так просто. Нам, людям искусства, приходилось бороться за такую систему. Да мы и сейчас боремся! Я некоторое время была Президентом организации ARP (авторы, режиссеры, продюсеры) и наша миссия заключалась в том, чтобы осуществлять давление на политиков и власть Франции. Нам удалось добиться обязательного отчисления средств за прокат фильмов телеканалами в фонд CNC. Есть во Франции частный канал Canаl+, финансирующий почти половину всех фильмов, которые снимаются в стране.

Есть институция Plan Media, которая защищает схемы финансирования фильмов. В какой-то момент ЕС решил ее упразднить. Тогда шестеро режиссеров, в том числе, я, Вим Вендерс, Коста Гаврас поехали в Брюссель и добились встречи с Жозе Мануэлем Баррозу, добились того, что организация продолжила существовать.

Из 250 фильмов, снятых в прошлом году во Франции, только альтернативное кино, или массовое тоже?

Среди этих фильмов есть самые разные. В популярных фильмах хорошо то, что они зарабатывают для нашего фонда деньги. Например, в прошлом году на одну популярную картину было продано 15 млн. билетов. Соответственно, более  15 млн. евро пошли  в CNC на финансирование будущих фильмов. Даже американские фильмы, идущие в нашем прокате, приносят деньги французскому кинематографу.

Что Вы знаете об украинском кинематографе? Возможно, Вы знакомы с какими-то режиссерами из Украины?

Я очень много пишу и занимаюсь кинопроизводством, и, к сожалению, у меня не хватает на все времени. Но бывает, что я со своим другом выделяю целый уикенд на просмотр кинофильмов. Мы идем в кинотеатр и смотрим 8 фильмов подряд. Во Франции в кинотеатрах идет большое количество зарубежных фильмов.  

Но для нас, я имею в виду французских любителей, ценителей киноискусства, скорее существует восточноевропейское кино в широком смысле этого слова. Это и украинское, и российское, и грузинское кино: Сокуров, Тарковский, Отар Иоселиани. Кино из ваших стран мы ассоциируем скорее с фильмами, которые снимались в советскую эпоху. Сейчас, к сожалению, фильмов из Восточной Европы во Франции показывают очень мало. Вот так сразу я, к сожалению, не вспомню ни одного современного режиссера.

Есть ли режиссеры, ленты которых наиболее резонируют с Вашими внутренними ощущениями?

Есть тысячи фильмов, которые я очень люблю. Например "Жизнь в Лас-Вегасе", американское независимое кино. Но самое близкое мне – это что-то такое, как снимал Андрей Тарковский. Есть в вашей земле какой-то свет, что-то такое, что очень глубоко меня цепляет. Это такая близость, которую я не могу ощутить с американскими режиссерами. Это что-то глубоко внутреннее, чувственное и очень тяжело объяснимое. Ваши страны очень древние и очень культурные. Это ощущается даже на уровне общения. В Америке, например, ценятся деньги и положение в обществе, но не общение.  Когда общаются два человека, для них это лишь социальное общение — не как человек с человеком, а как представители социума. Когда я общаюсь с Вами, я ощущаю что-то близкое, родственное, такое тонкое и нежное. И это очень приятно.

 

Справка "Комментариев": Жанна Лабрюн (21 июня 1950г., Франция)  — французский режиссер, сценарист, продюсер. Самые известные ленты — "Кровь и песок"(1987), "Особые отношения"(2010). Сняла 14 фильмов, написала сценарии к 13 кинолентам. Фильм "Если я тебя люблю – берегись" в 1998 году был награжден премией молодежного жюри Каннского кинофестиваля.

Фото  с сайта: www.mitsevich.com



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ольга Москаленко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!