Главная Новости Досуг ТОП-10 советских фильмов о войне
commentss НОВОСТИ Все новости

ТОП-10 советских фильмов о войне

В Советском союзе некоторые киноленты о войне, ставшие впоследствии легендарными, запрещались к показу. На западе же ими восхищались Ингмар Бергман, Жан-Поль Сартр и Квентин Тарантино

7 мая 2011, 09:00
Поделитесь публикацией:
ТОП-10 советских фильмов о войне

Фильмы о войне в СССР начали снимать еще до окончания оной. В 1943-м на экраны еще воюющей страны вышла лента "Два бойца", годом позже – "В 6 часов вечера после войны". Однако настоящий всплеск произошел в послевоенные годы, подарив миру ряд действительно выдающихся кинокартин. "Комментарии" выбрали самые запоминающиеся из них.

Звезда (1949)

Командование одной из дивизий получает данные о предполагаемом контрударе противника. Направленная в тыл врага разведгруппа не возвращается, и тогда задание ставят "Звезде" – группе из семи разведчиков под командованием лейтенанта Травкина. Бойцам удается раздобыть нужные сведения, однако по пути назад они встречаются с немецким отрядом…

Хотя в наши дни "Звезда" может показаться несколько простой, может даже наивной, по художественному воздействию ее часто ставят в один ряд с такими шедеврами, как более поздние "А зори здесь тихие" или "Они сражались за родину". При этом зрители смогли увидеть картину только в 1953-м, после смерти Сталина – финал фильма был, по мнению чиновников, недостаточно патриотичен. В частности, как рассказывал один из актеров Николай Крючков, "Сталину не понравилось, что мой герой, сержант Мамочкин, перед тем, как взорвать себя, говорит "Вот так вот", а не "За Сталина!". Картину запретили…"


Летят журавли (1957)

Влюбленные друг в друга Борис и Вероника гуляют по Москве и замечают в небе журавлиный клин. На следующий день начинается война. Борис уходит на фронт, Вероника остается в столице. Не дождавшись любимого, она выходит замуж за его брата Марка, однако страдает от этого и в душе все равно ждет Бориса. В день, когда Вероника узнает о смерти Бориса, в небе над Москвой опять летят журавли…

На съемках фильма ассистентом оператора пару дней работал никому неизвестный молодой кинолюбитель из Франции, случайно попавший на "Мосфильм". Звали его Клод Лелуш – впоследствии он станет знаменитым режиссером. По возвращению во Францию Клод позвонил директору Каннского кинофестиваля и рассказал о фильме, который нужно непременно пригласить на конкурс. В 1958-м "Журавли…" получили "Золотую пальмовую ветвь", однако в СССР предпочли об этом умолчать – разве что в "Известиях" вышла короткая заметка без названия, фотографии и даже без имен режиссера и сценариста картины. Что и неудивительно: Никита Хрущев фильм гневно раскритиковал, обозвав главную героиню "шлюхой".


Баллада о солдате (1959)


1942 год. Молодой солдат Алеша Скворцов героически подбивает два вражеских танка. Командование намеревается наградить молодого героя орденом, однако тот просит дать ему отпуск, чтобы навестить маму. Дорога домой занимает намного больше времени, чем ожидалось. В итоге у Алеши остается всего лишь несколько минут, чтобы обнять родительницу и сказать на прощанье: "Я вернусь, мама!"

Хотя действие фильма происходит в 1942-году, герои носят погоны, введенные в Красной армии годом позже, в 1943. И это не недосмотр: режиссер Григорий Чухрай пошел на этот шаг сознательно, поскольку с самого начала рассчитывал, что фильм будет показываться в Европе, где уже сформировался образ советского солдата в новых погонах. В итоге фильм получил ряд кинонаград, вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, а в 1961-м даже номинировался на "Оскар".


Иваново детство (1962)

Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда нацисты расстреляли его мать. Отец погиб на фронте. Ваня одержим ненавистью к врагу, самое сильное его желание – мстить. Он уходит в воинскую часть и становится разведчиком в тылу врага. И только сны возвращают его в "нормальное", мирное детство, которого у него уже никогда не будет.

Для 29-летнего режиссера Тарковского "Иваново детство" стало первой полнометражной лентой. Снята она была в рекордно короткие сроки – за пять месяцев, еще и с экономией в 24 тысячи рублей. Оперативность не навредила качеству: о фильме очень высоко отзывались такие мэтры кинодраматургии, как Ингмар Бергман и Кшиштоф Кеслёвский, а французский философ и писатель Жан-Поль Сартр даже посвятил фильму отдельное эссе.


Женя, Женечка и "катюша" (1967)

Рядовой Женя Колышкин,– головная боль для начальства и вечная "радость" для однополчан. То в новогоднюю ночь забредет по ошибке в немецкий блиндаж, то в бою его ящиками со снарядами завалит… Еще и в связистку Женечку из полка "катюш", к которой и так половина сослуживцев "неровно дышит", влюбился! Пройдет время, Женя и Женечка встретятся в громадном пустом доме в освобожденном городе и не найдут ничего лучше, чем… сыграть в прятки. А играм на войне все-таки не место…

Этот фильм стал первой ступенькой к успеху для 26-летнего Олега Даля и последней лентой для Марка Бернеса (полковника Караваева – который "на артиста Бернеса похож"). Поначалу картину "положили на полку" как несерьезную. Но режиссер Владимир Мотыль пошел на хитрость: пока начальник политуправления армии, убежденный коммунистический идеолог Алексей Епишев был в отпуске, показал картину одному из его замов, флотскому адмиралу. У того с чувством юмора все оказалось в порядке, и "Женечку…",получившую поддержку армии, все-таки допустили к показу. Правда, фильм вышел без рекламы и демонстрировался в заштатных кинотеатрах, а Мотылю вообще запретили снимать.


А зори здесь тихие (1972)


Старшине Васкову, недовольному поведением подопечных бойцов, в частности, тягой к бутылке и противоположному полу, присылают "замену" – девушек-добровольцев, зенитчиц, не так давно окончивших школу. Одна из них отправляется в "самоволку" и натыкается в лесу на двух немецких парашютистов. Васков, в задачи которого входит охрана железнодорожного разъезда, принимает решение остановить вражескую группу, устраивает вместе с девушками засаду, но из леса вместо двух немцев выходит шестнадцать…

Фильм стал экранизацией одноименной повести, опубликованной тремя годами ранее в журнале "Юность" и ставшей одной из самых популярных книг 1960–1970-х годов. Впоследствии "Зори…" стали классикой советского кинематографа и были рекомендованы к просмотру даже в рамках школьной программы – это несмотря на сцену в бане, где героини фильма представали, так сказать, во всей своей мало прикрытой красе.


В бой идут одни "старики" (1973)

 

Война близится к концу, советские войска освобождают Украину. В гвардейский истребительный авиаполк приходит пополнение. Часть новичков попадает во вторую, "поющую", эскадрилью – вокруг ее боевых будней сюжет в основном и строится. И в нем нашлось место для юношеского разгильдяйства, для боевой дружбы, даже для любви. Ну и для летных подвигов, конечно.

Сюжет во многом основан на реальных событиях и персонажах. Например, история с Кузнечиком ("От полетов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным…") взята из мемуаров дважды Героя Советского Союза С. Луганского, а прототипом самого Кузнечика и командира эскадрильи Титаренко-"Маэстро" стал Дважды Герой Совесткого Союза В. Попков. Поначалу Госкино традиционно запретило фильм к показу – дескать, слишком легкомысленный. Однако когда его показали командующему ВВС СССР Александру Покрышкину тот, с трудом справляясь с чувствами, сказал: "Все так, как было…" (по другой версии – размашисто написал на сценарии "Вот это и есть война!").

Изначально Быков хотел снимать фильм в цвете, однако средств на дефицитную пленку ему не выделили. "Стариков" раскрасили в 2009-м, причем колорирована была даже в принципе черно-белая кинохроника.


Они сражались за Родину (1975)

 

Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду измотанные советские войска ведут тяжёлые оборонительные бои, неся огромные потери. Однако даже среди царящих вокруг хаоса и разрушения находится место шуткам, дружбе, созерцанию – словом, обычной жизни. При этому режиссеру Сергею Бондарчуку удалось перенести на киноэкран как неприметный, ежедневный героизм рядового солдата, так и показать рутинную и отнюдь не романтическую сторону войны.

Фильм "Они сражались за Родину" стал одним из лучших советских фильмов о войне и последним фильмом Василия Шукшина – он умер во время съемок. Несколько эпизодов в последствии "перешли" в сериал "Батальоны просят огня" – в частности, бомбежка "ИЛами" немецких позиций, отрывок с немецкими танками, давящими горящие хаты, а также рухнувший с обрыва танк, перевернувшийся кверху гусеницами и продолжающий ими вращать.

 

Аты-баты, шли солдаты (1976)

 

Сюжет фильма разделен на "наши" – а точнее, 1970-е – и военные годы. В нашем времени – на маленькую станцию Подбедня съезжаются сыновья и дочери тех, кто держал там оборону в 1944 году. В военном – 18 бойцов комсомольского взвода ценой своих жизней останавливают наступление немецкой танковой колонны.

"Аты-баты…" – последняя режиссерская и актерская работа Леонида Быкова. Сюжет вроде и незатейливый, но снят фильм очень душевно. После выхода ленты некоторые особо ретивые "трудящиеся", правда, упрекали режиссера в... пропаганде эротики и свободных нравов. И это из-за единственной и крайне тактично снятой любовной сцены.


Иди и смотри (1985)

 

Два дня из жизни оккупированной Белоруссии. 1943й год. Деревенский паренек Флера идет в лес к партизанам, воевать. Однако брать его "на войну" те не спешат – мал еще – оставляя "на хозяйстве". Обиженный, он уходит в лес, что его и спасает – в лагере высаживается немецкий десант. Вернувшись в родную деревню, Флера застает ее опустошенной: часть жителей, в том числе, его мать и сестры, расстреляны, часть укрылась в болотах. В течение суток Флере предстоит забрести на минное поле, встретиться с зондеркомандой, стать свидетелем сожжения деревни, встретить "своих" и от всего пережитого даже не повзрослеть – постареть…

Работа над "Иди и смотри" началась еще в 1977-м, но Госкино долго не утверждало сценарий, считая его пропагандой "эстетики грязи" и "натурализма". Действительно, фильм, в отличие от многих картин, показывает войну не геройскую, а повседневную, страшную. В середине 80-х, когда лента все-таки вышла на экраны, у кинотеатров во время премьерных показов дежурили кареты скорой помощи – людям становилось плохо. В 2009 году журналисты британского издания TimeOut London и  режиссер Квентин Тарантино назвали "Иди и смотри" лучшим фильмом о Второй мировой войне.

Фото: 20th.su



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Николай Горский
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!