Главная Новости Досуг Бестселлеры мая
commentss НОВОСТИ Все новости

Бестселлеры мая

В мае коллекции библиофилов пополнили магически-реалистичная биография Габриэля Гарсия Маркеса, сатирическое исследование киноиндустрии от Чака Палагнюка и история рок-музыки в Украине   

28 мая 2011, 09:00
Поделитесь публикацией:
Бестселлеры мая

Ольга Токарчук. Веди свій плуг понад кістками мертвих. — Л.: Урбіно, 2011

"Я уже в том возрасте и к тому же в таком состоянии, что перед сном должна всегда тщательно мыть ноги — на тот случай, если ночью меня заберет "скорая" — таким откровением своей героини Янины Душейко, которая живет в поселке близ Вроцлава, интересуется астрологией, защищает зверей и увлекается поэзией Уильяма Блейка, начинает роман "Веди свой плуг над костьми мертвых" Ольга Токарчук. В этой фразе квинтэссенция текста: пожилая тетушка со своеобразным чувством юмора все важное подчеркивает интонационно, будто проговаривает слово "с прописной буквы", но, как увидим со временем, прямо говорит только в критических ситуациях.

А таких ситуаций в книге хватает: один за другим покидают грешную землю охотники — браконьер, комендант, бизнесмен, глава общины, ксендз. Рядом с их телами полиция не обнаруживает материальных доказательств преступления, кроме разве что следов животных. Как утверждает пани Душейко, у парнокопытных, которых истребляют, цинично прикрываясь заявлениями о "контроле над популяцией", лопнуло терпение и они стали мстить своим обидчикам. Правоохранители считают ее декларации бредом, однако лучших версий выдвинуть не могут.

"Веди свой плуг..." можно считать детективом, если вспомнить давнишний прецедент с "Убийством Роджера Экройда" Агаты Кристи. Там также имелся "ненадежный рассказчик", смысл деяний которого раскрывается в конце. Но то, что для британки было жанровым экспериментом, для польской писательницы — удобная оболочка для серьезных раздумий: о вечном противостоянии добра и зла и закоснелых традициях, которые нередко освящают грех уже хотя бы потому, что так более удобно.

 

Юрій Горліс-Горський. Холодний Яр. — Вінниця: ДП "ДКФ", 2011

Те, кто уже познакомился с романом зачинщика премиального скандала Василия Шкляра "Черный Ворон", читая "Холодный Яр" Юрия Горлиса-Горского, переживут ностальгические моменты. То, что в тексте нашего современника кажется художественным преувеличением, получает фактическое подтверждение в воспоминаниях есаула Первого куреня гайдамацкого полка.

Зимой 1920 года старшина Запорожской дивизии армии УНР, который позже возьмет псевдоним Горлис-Горский, из-за болезни вынужден был остаться в Мотронинском монастыре, где на то время находился центр "лесного" сопротивления. Его часть продолжила Зимний поход, а молодой солдат, подлечившись, присоединился к повстанцам и вскоре стал одним из самых заметных персонажей "холодноярской эпопеи", которая продолжалась для него больше года. Именно об этих нескольких месяцах и рассказывает в своих мемуарах есаул. Борьба гайдамаков с отрядами продразверстки, настроения местного населения, подвиги и предательство, тюремные будни и побеги, в конце концов, шпионские страсти (украинские партизаны представлялись чекистами, чтобы освободить своих, не зная наверняка, не попал ли кто-нибудь из вражеского стана к ним с тем же заданием) — на фоне тотального недоверия, измен и бесстыдной лжи "ради общего блага" Джеймс Бонд бледнеет. По большому счету, Горлис-Горский не писал историю Холодного Яра — он пересказал несколько локальных историй, но именно сквозь их призму мы четче представляем то, что для автора книги было опасным "сегодня". Бонус для скептиков — документы, доказывающие: написанному — верить.

 

Олександр Євтушенко. Україна in Rock. — К.: Грані-Т, 2011

Между выходом из печати книг Александра Евтушенко "Легенды химерического края" и "Украина in Rock" — расстояние в семь лет. За это время некоторые группы ушли в небытие, другие продолжают выступать и записывать альбомы, появились новые формации, но информационное пространство, в котором существует отечественная рок-музыка, принципиально не изменилось. Для наших радиостанций и телевизионных каналов это преимущественно неформат, для широкой аудитории — пустыня, посреди которой как оазисы процветаю "ВВ" и "Океан Ельзы".

Евтушенко пытается заполнять лакуны относительно команд, стилевых направлений, новейших достижений хотя бы тем, что называет эти команды, направления и достижения. В отличие от "Легенд...", где важно было хотя бы очертить родовые признаки явления, зафиксировать следы его наличия в частности и благодаря интервью, письмам, воспоминаниям участников процесса, в "Украина in Rock" автор анализирует эстетику рок-групп. Главным образом тех, кто представляет основу таких течений, как поп-рок-мейнстрим, альтернатива, панк, металл, фольк-рок, готика, электроника. Вряд ли среди десятков имеющихся здесь групп вы найдете много знакомых. "Абздольц", "Хамерман знищуе вирусы", "Фоа-Хока", "Антитила", "Очеретяний кит", "Карна", Zsuf, Dust Heaven, Nokturnal Mortum и много других интересны тем, как именно они представляют музыкальный материал, без которого хедлайнерам вышеупомянутых направлений было бы на сцене ой как одиноко. Убедиться в целесообразности приведенных утверждений потенциальные почитатели украинского рока могут на Youtube, как утверждает автор, видео всех героев книги на этом ресурсе уже размещено.

 

Чак Палагнюк. Расскажи все. – Х.: Фолио, 2011

Много лет тому назад подружились будущая кинозвезда, обожаемая мужчинами и врачами-косметологами Кетрин Кентон, и некрасивая, но на удивление находчивая Гейзи Куган. Как рыба-прилипала, Гейзи ни на минуту не оставляет свою акулу шоу-бизнеса, свое любимое развлечение, свою подопечную-жертву. Мы встречаем эту парочку в тот момент, когда потрепанная временем и брачными битвами Кетрин попадает в ловушку такого себе Вебстера Карлтона Вестворда III. Невзирая на все предостережения, альянс актрисы и искателя приключений заключен, и если бы не бдительность компаньонки, она так бы и не узнала, какую аферу замыслил красавчик. Гейзи находит готовую для печати биографию актрисы — мало того, что рукопись расцвечена отвратительными интимными подробностями, в конце мистер Вестворд обстоятельно описывает трагическую гибель любимой. С этого момента причудливая троица начинает кружить в хороводе смерти. И журналист-неудачник каждый раз должен переписывать финал, пока автор романа "Расскажи все" Чак Палагнюк не ставит точку и наконец рассказывает, кто кого перехитрил.

Американец, как всегда, показал себя изобретательным сюжетотворцем, знатоком литературных технологий и мучителем доверчивых читателей. Он не позволяет нырнуть в текст с разгона — сначала придется прорываться сквозь толпы голливудских персонажей, чьи имена и псевдонимы помнят разве что специалисты. Так проходит "слава мира", хохочет Палагнюк, вытанцовывая на могилах бывших знаменитостей джигу. И если в "Бойцовском клубе" писатель не оставил камня на камне от общества потребления, в "Снаффи" выпотрошил американскую порноиндустрию, то в "Расскажи все" ему удалось рассмотреть сквозь сатирическую призму всю тамошнюю "фабрику мечт". Однако как на него сердиться? Он сделал это так элегантно.

 

Джеральд Мартин. Габриэль Гарсиа Маркес. Биография. — М.: Slovo, 2011

В одной из многочисленных бесед с журналистами Габриэль Гарсиа Маркес рассказал, что видел более сотни интервью "с самим собой", которых на самом деле никогда не было. И прибавил: он удивлен, но готов подписаться под всеми выдумками писательской братии. Добрый человек? Нет, скорее писатель до мозга костей, с собственными фанабериями и склонностью к мистификациям. Разобраться, где колумбиец нафантазировал, повествуя о собственной жизни, а где содержатся крохи правды, почти два десятилетия тому назад взялся профессор Питсбургского университета Джеральд Мартин. Биограф опросил родственников и знакомых автора "Ста лет одиночества", немало часов провел со своим подопытным, скрупулезно изучил "вещдоки" — и тексты нобелевского лауреата, и далеко не всегда приятные критические отзывы на них.

Как следствие, тяжелый том "Габриэль Гарсиа Маркес" появился якобы как академическое жизнеописание, однако с приближением к нему все яснее понимаешь: ученый Мартин, опираясь на факты, очерчивая контекст, добавляя аргументы, не удержался и поддался обаянию "магического реалиста". Правда, границу между нон-фикшн и художественным произведением он все же не пересек, но в истории о бедном парне, который достиг вершины художественного Олимпа, дружил с сильными мира сего и перевернул наше представление о литературе, ни одной ложки дегтя — сплошной мед. Поэтому не удивительно, что Маркес назвал Мартина своим единственным "официальным" биографом — кажется, Патриарху опять удалось выскользнуть из тенет мира, который ловил его, но не поймал.

 Фото: ShutterStock

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ирина Захарчук
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!