Главная Новости Досуг Роман Виктюк: "Я прошу называть меня украинским режиссером"
commentss НОВОСТИ Все новости

Роман Виктюк: "Я прошу называть меня украинским режиссером"

1 октября 2009, 11:59
Поделитесь публикацией:
Роман Виктюк: "Я прошу называть меня украинским режиссером"

Роман Виктюк руководит московским театром, носящим его имя, ставит спектакли по всему миру, но просит называть его украинским режиссером. Даже несмотря на то, что его отношения с украинскими чиновниками от культуры складываются не совсем удачно

Долгое время критики с некоторым сожалением отмечали, что вы работаете с драматургией авторов второго ранга. После премьеры "Ромео и Джульетты" они недоумевают: где же Шекспир?

Р.В. Действительно, спектакль не похож на все предыдущие постановки этой пьесы. Это "Ромео и Джульетта", увиденные и сыгранные курсантами английской морской школы. Текст Шекспира для них — духовная опора в этом мире иронии, цинизма и хаоса. Четыре юных моряка играют все роли поочередно, они же выбирают ключевые в их понимании сцены и монологи, соответствующие идее борьбы с тьмой, которая с такой скоростью сносит все светлое.

Морская школа выбрана мною не случайно. Я как-то прочел, что в XVIII веке моряки одного британского корабля, обреченного на гибель из-за эпидемии, по подсказке капитана поставили "Ромео и Джульетту". Их настолько увлекла и возвысила тема взаимосвязи любви и смерти, что они сумели достойно встретить свою гибель.

В своем недавнем интервью радио "Эхо Москвы" вы говорили о Викторе Ющенко как о политике, который "всё хочет привести в царство гармонии", и даже согласились быть его доверенным лицом во время президентской кампании. Вас не смущает, что многие украинцы, наоборот, разочаровались в лидерах "оранжевой революции"?

Р.В. Я говорил, прежде всего, о его человеческих качествах. Страшно, что этого не понимают те, кто его окружают. А когда поймут, боюсь, будет поздно. Мой крик был об этом. В русской истории был такой царь Федор, который хотел все согласить и сгладить, но, к сожалению, человеческая природа к этому не готова. Ющенко для меня — царь Федор. Я не боюсь говорить это, даже несмотря на то, что здесь, в России, против него постоянно выступают. И многие слушатели "Эха Москвы" оценили мою искренность и независимость.

Парадоксальная ситуация — вы сторонник Ющенко и тем не менее вам и вашему театру помогает правительство Москвы во главе с Юрием Лужковым, известным своей резкой критикой украинских властей.

Р.В. Но ведь это совершенно разные вещи. И у Лужкова хватает ума их разводить. Чего не скажешь об украинских чиновниках. Когда я три месяца работал в Греции — ставил там спектакль, — то не получил ни одного приветствия от украинского посольства, а в день премьеры они даже цветочка не прислали. Хотя я всюду и всегда прошу называть меня украинским режиссером.

Больше года назад вы рассказывали о своих планах поставить в одесской опере "Саломею" Рихарда Вагнера. Что помешало реализации проекта?

Р.В. Поначалу все шло нормально: я договорился со спонсором, провел кастинг, и тут начались интриги против руководителя оперы. Министр культуры Вовкун успокоил меня, что никого снимать не будут, а спустя некоторое время я узнал, что руководителем театра назначен Сережа Проскурня. И это обещания министра! А Сережа мне даже не позвонил, хотя мы знакомы много-много лет. Все мои благие намерения разбились об эту глупоту.

Часто бывая в Украине, вы имеете возможность сравнивать украинскую ситуацию с российской. Почему Москва за последние полтора десятилетия стала одним из международных культурных центров, а Киев, несмотря на отдельные прорывы, остается провинцией?

Р.В. Наверное, проблема в узости мышления чиновников, проистекающей, возможно, из колониального прошлого. С этим я сталкивался еще в советское время. Меня вначале выжили из Львова, потом, когда я уже работал в Москве и ставил вечера украинской поэзии во львовской филармонии, приказывали заклеивать мою фамилию на афишах. Ну а совсем недавно запретили спектакль "Давай займемся сексом" якобы по моральным соображениям.

В юности у вас была возможность выбирать между театром и кино. Не жалеете, что выбрали театр? Ведь спектакли уходят, и ни кино, ни видео не способны передать их магию…

Р.В. Не жалею категорически. В этой эфемерности, может, и есть твое назначение. Этот воздух нужно ловить и сердцем отдавать людям. Прозрачный воздух, не замусоренный ни политикой, ни экономикой, ни цинизмом.

Фото: "Сегодня"

Автор: Святослав Яринич, специально для Weekly.ua

 

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!