Главная Новости Досуг Театр в Грузии делает ставку на ультраскорость и асбурд
commentss НОВОСТИ Все новости

Театр в Грузии делает ставку на ультраскорость и асбурд

Известный грузинский драматург и театральный критик Баса Джаникашвили рассказал «Комментариям» о формуле успеха современного драматурга

30 ноября 2011, 00:20
Поделитесь публикацией:
Театр в Грузии делает ставку на ультраскорость и асбурд

На прошлой неделе президент Украины Виктор Янукович заявил, что украинским театрам, чтобы привлечь зрителя, нужно пересмотреть и расширить свой  репертуар. Отечественные эксперты инициативу главы государства восприняли с опаской. По их мнению, менять нужно не только репертуар, но и всю систему финансирования театров. Кроме того, театры должны получить право на эксперимент, но, в то же время, избежать бульваризации репертуара в погоне за "длинным рублем".

Грузинский драматург Баса Джаникашвили считает, что театр сегодня должен быть исключительно экспериментальным, а зрителя может привлечь лишь динамичность и креативность подачи. При этом современные постановщики должны полностью отказаться от классических произведений, ведь перечень актуальных тем достаточно велик, чтобы лишний раз "перемусоливать классику".

 "Комментарии" побывали на творческой встрече драматурга с театралами и выбрали самые интересные тезисы, которые раскрывают "секреты успеха" современного театра.

Как сделать театр привлекательным: происходящее на сцене должно опережать мысль зрителя

Современный мир – это мир информации. Интернет, сотни каналов телевидения, концерты, кино – информационный простор невероятно обширен и человеческий мозг настолько наполнен информацией, что удивить его уже очень тяжело. Так что сегодня театр – это не просто место для проведения досуга, это своеобразный способ получения новых эмоций и знаний. И для того, чтобы люди ходили в театр, их нужно удивлять. Если театральное действо недостаточно динамично, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя, то зрителю становится скучно. А это значит, что в театр он ходить больше не будет.

Чтобы привлечь зрителя, современный драматург должен думать быстрее, чем идет сама жизнь. То есть, если зритель сидит в зале, он не должен  успевать следить за происходящим. Все, что развивается на сцене, должно быть быстрым и мощным, способным держать зрителя в постоянном напряжении, интриге, ожидании последующего эпизода. Тогда, когда зрителю становится понятным то, что происходит на сцене, он теряет интерес.

Особенности современного театра: математический расчет, ультраскорость и абсурд

Задача драматурга и режиссера – шокировать зрителя. Не только текстом, но и формой его подачи. Она должна быть очень динамичной и всегда новой. При написании пьесы автор должен "пропускать" ее через призму внимания зрителя и мысленно составлять "схему удержания внимания": вот этого эпизода хватит на 5 минут, этого – на 10 минут, а этого – на 15. Такой математический подход способен показать реальные шансы на успешность постановки.

Классические нравоучительные пьесы сейчас никому не интересны. Современный театр должен быть интригующим, захватывающим, веселым и абсурдным. Вообще, чем больше абсурда, тем спектакль интересней и необычней, а значит, успешней. Например, если на сцене "мертвые" сидят и пьют "За здоровье!",  — это довольно комично и интересно одновременно.

О государственных театрах: зритель выбирает эксперименты, а не Шекспира

В Грузии государственные театры с классическим репертуаром не популярны. Большинству зрителей интересны современные экспериментальные театры и студии. Они, кстати, финансируются не государством, а спонсорами. Молодые режиссеры, между прочим, никогда не ставят Шекспира, они берут современных авторов или же придумывают что-то свое.

Несколько лет назад у нас был основан фестиваль "Пять пальцев", участники которого должны были поставить пьесы продолжительностью не более 5 минут. Все боялись, что из этой затеи ничего не выйдет – очень тяжело вложиться в такой короткий промежуток времени и показать что-то осмысленно-интересное. А оказалось – наоборот, очень много идей и режиссерских ходов, новаторских подходов и неожиданных решений. Вот за такими драматургами и режиссерами – будущее, а не за перемусоливанием в очередной раз классики. В мире много современных тем, по которым можно ставить пьесы.

Об отношении к театру: драматурги лучше режиссеров

Так исторически сложилось, что драматургия в Грузии – это какой-то посторонний жанр. У нас любят поэзию, литературу, песни, танцы, философию, кино, но почему-то всегда считалось, что грузинские драматурги "отстают" от своих коллег из других стран. Так что и по сегодняшний день бытует мнение, что у грузин очень низкий уровень театральной образованности и вообще театр находится где-то на задворках культуры.

Нам с друзьями-драматургами очень обидно такое слушать и мы всячески стараемся сломать этот миф. Однако обстоятельства таковы, что грузинская драматургия значительно интереснее, чем грузинская театральная режиссура. То есть, у нас много хороших пьес, но мало хороших режиссеров.

О тематике пьес: не только война, но и парадоксы современного общества

Многие критики говорят, что тематика грузинской драматургии очень ограничена, что все наши пьесы о войне. Это правда, но только отчасти. С одной стороны, как может быть по-другому, если за 20 лет независимости Грузия пережила 8 войн?  Тема войны так или иначе присутствует в нашем творчестве. Но только войной сюжет пьес не ограничивается. Ведь за это двадцатилетие наше общество сильно изменилось и мы, писатели, не можем это не замечать.

Вот один из примеров. Мужчина испокон веков был в Грузии кормильцем и защитником семьи. Только в одиночных случаях он мог быть "на содержании у жены" – если инвалид или пьяница. Сегодня же все поменялось. Теперь большинство мужей сидят дома, а деньги зарабатывает жена – это стало нормой нашего общества. Как можно об этом не писать? К тому же, сегодня нередко и бабушки работают, что раньше вообще тяжело было представить. Да что там работают, бабушки  выходят в почтенном возрасте замуж и даже изменяют своему мужу. Это все, конечно, смешно и непривычно, поэтому весьма интересно как материал для драматургии.

Справка "Комментариев". Театральный критик и драматург Баса Джаникашвилли родился в 1974 году, окончил Тбилисский государственный университет театра и кино, факультет драмы. Является автором многочисленных пьес ("Игра в войнушку", "Сулико", "Метро", "Лифт"), которые были регулярно ставятся в Грузии, а некоторые — в России и в Великобритании. В 2006 получил главный приз Литературной  премии SABA за лучшую пьесу года. В  2009 получил приз Международного конкурса радио BBC по драматургии. Является совладельцем радио "Уцноби". Известен как критик действующего президента Грузии Михаила Саакашвили.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ольга Москаленко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!