Главная Новости Досуг Пять шагов к православному фундаментализму
commentss НОВОСТИ Все новости

Пять шагов к православному фундаментализму

11 лет назад мир заговорил об «исламском фундаментализме». Но это явление не ограничивается одной религией

17 сентября 2012, 00:15
Поделитесь публикацией:
Пять шагов к православному фундаментализму

Смогут ли Украина и Россия, где доминирует православие, вовремя остановить возрождение православного фундаментализма, флаг которого некоторые истово верующие пытаются водрузить рядом с государственными знаменами? Этот вопрос, к сожалению, перестает быть риторическим. Безусловно, страной не будет руководить человек в рясе. Но человек в рясе, если мы входим в систему "Русского мира", становится вторым человеком в стране. Он будет освящать своим "моральным авторитетом" священные посадки в тюрьму, священные войны с врагами и, наконец, "священные слияния" народов.

Конечно, можно сказать, что царь в православном фундаментализме всегда главнее человека с крестом. Так оно и есть, но остается открытым вопрос, а зачем нам такой царь и, тем более, такой святоша?

1. ВНЕШНИЙ ВРАГ

Для успешного взращивания зерен фундаментализма очень важен внешний враг. В большинстве случаев им становится Запад в целом и США в частности. Понятно, что Украина — не вечно воюющий Афганистан и отношение украинцев к Западу и его либерально-демократической системе не зиждется на религиозных догматах. Однако советское идеологическое воспитание в духе холодной войны сделало свое дело. По данным майского опроса общественного мнения, проведенного фондом "Демократические инициативы" и социологической службой Центра Разумкова, всего 17% украинцев высказались за вступление в НАТО. Социологи проследили тенденцию: отношение украинцев к НАТО постоянно ухудшается. А это показатель готовности общества принять политические ценности, защищаемые альянсом. То есть за 21 год независимости украинцы в своем сознании недалеко ушли от homo soveticus. Значит, при правильной пропагандистской обработке граждан можно убедить: Запад враг не потому, что плохо относится к нынешней украинской власти, нарушающей установленные в цивилизованном мире правила игры, он враг всего славянского православного мира. Если Украина — часть этого мира, то он и для нее враг.

2. ВНУТРЕННИЙ ВРАГ

В поисках врага внутреннего всегда есть где разгуляться. Тут можно находить объекты для травли от гомосексуалистов-"извращенцев" и атеистов-"сатанистов" до оппозиционеров — рупора морально разложившегося Запада. Для нарождения православного фундаментализма внутренний враг обязателен, иначе сразу теряется смысл жизни. В той же России это "хачи" и "чурки", заполонившие Москву, китайцы, массово заселяющие Дальний Восток, Немцов, Каспаров и прочие "агенты Дяди Сэма", не любящие Путина, феминистки-богохульницы из Pussy Riot и т.п. Да, китайцев у нас еще мало, но дружба с КНР, которую усиленно пиарит украинская власть, непременно приведет к появлению чайна-таунов, которые потом объявят "криминогенной средой".

3. ПАССИОНАРИИ В РЯСАХ

Украинская церковь как Московского, так и Киевского патриархата сегодня совершенно лишена пассионарных личностей (если не считать таковыми небольшие группы ходоков-хоругвеносцев, больше похожих на городских сумасшедших). УПЦ КП, к слову, сама отказалась от пассионарности после занятия ею в 90-х стратегических церковно-храмовых позиций. Но все может измениться, когда на киевский митрополичий престол взойдет новое лицо. Не из нынешних претендентов на место митрополита Владимира. Сама УПЦ МП не пойдет на омоложение, но это может произойти с подачи Москвы (не зря в прошлом году активно муссировалась информация, что место митрополита Харьковского и Богодуховского с перспективой переезда в Киев может занять правая рука патриарха Кирилла митрополит Илларион). Ведь главная задача РПЦ не столько в том, чтобы украинское духовенство само отказалось и от той автономии, которую имеет, сколько в том, чтобы сюда пришел человек, способный убедить украинскую власть повести страну в "Русский мир". Безо всяких шараханий. На фоне украинского церковного болота этот человек, даже если он будет напрочь лишен харизмы, имеет шанс прослыть пассионарием в рясе.

4. КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Конечно, сегодня сложно представить на улицах наших городов православных дружинников. Но на самом деле здесь мы не далеко ушли от Москвы. И наши власть имущие точно так же морально готовы вводить дружины из православных. Ведь они еще в шальные девяностые нашли для себя радикальный способ замаливания грехов: жертвуй церкви, дари подарки духовенству и давай деньги на новые культовые сооружения. Готово ли общество? Как свидетельствует неофициальная статистика, за 21 год после развала СССР в Украине построено и реконструировано церквей больше, чем школ и больниц. То есть тихой сапой у нас уже прошла клерикализация общества, и оно все сильнее пропитывается поверхностной религиозностью. И очень скоро украинцы согласятся, что любая власть и любой президент — от Бога.

5. БОГОСЛОВИЕ ДОЛЖНО ВОЙТИ В ШКОЛЫ

И последнее, без чего невозможно представить себе любой фундаментализм, — это теологизация образования. Когда богословие выйдет за стены бурс и хоть на полшага войдет в здания школ и университетов, дело окончательной клерикализации будет завершено. Своих талибов у нас не будет, однако православных дружинников можно будет рекрутировать хоть со школьной скамьи. Пока попов в школы не пускают, а богословие пытается проникнуть в головы детей через вроде бы безобидный курс христианской этики в украинской культуре. Но судя по тому, какими темпами в последнее время пошел в атаку "Русский мир", уже в ближайшее время этот курс из вариативного превратится в обязательный. Ведь не просто же так известный приверженец "Русского мира", министр образования Дмитрий Табачник еще год назад призывал РПЦ усилить роль Церкви в сфере образования.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Василий Емельянов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!