Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Квєта Леґатова. Гануля. Йозина дружина. — К.: Темпора, 2012
С рассказами, романами, пьесами и очерками учительницы Веры Гофмановой читатели познакомились еще в середине 1950-х. Но европейское признание к чешской писательнице, которая избрала себе псевдоним Квета Легатова, пришло через полвека с изданием прозаического сборника "Желары" и тематически связанной с ней повести "Гануля. Йозина жена". Действие повести происходит в горном поселке, где знают, что идет Вторая мировая война, однако местные жители, привыкшие к натуральному обмену и общинной взаимопомощи, ее будто не замечают. Врач, которая участвовала в движении сопротивления, чтобы укрыться от преследований гестапо в этой патриархальной среде, должна не только выйти замуж за местного дурачка, но и принять новых знакомых такими, какими они есть. С удивлением Гануля отмечает, как легко ей удается уловить ритм здешнего существования и как быстро предубеждение против немногословного, впрочем, очень деликатного Йози сменяется искренним чувством к нему.
Автор с более слабым литературным слухом мог бы и дальше набирать баллы, множа небольшие эпизоды с участием колоритных персонажей. Но Легатова не намеревалась выжимать из публики слезы умиления. В финале, где коротко и страшно описаны появление советских "освободителей"-насильников, народное сопротивление и предсказуемое поражение крестьян, частная "сказка" разрушается вдребезги. А вместе с ней и стереотип относительно победы Добра над Злом в мае 1945-го.
Майкл Ондатже. Кошкин стол. — СПб.: Азбука, 2012
"Кошкин стол" — очередная удача канадца Ондатже, не менее яркая, чем его "Английский пациент". И опять текст закручен вокруг памяти как базового элемента человеческого существования, но в то же время и как чудесного способа обмана. Начало 1950-х, 11-летнего Майкла отправляют из Шри-Ланки в Британию на корабле "Орансей", где он вместе с двумя однолетками попадает в многочисленные неприятности. Ребята то привязываются канатами к поручням в шторм, то следят за таинственным арестантом, то изучают внутренности судна, то проскальзывают в чужие каюты, не догадываясь, что их доверчивостью воспользовался респектабельный вор.
Излагая свою версию целого ряда историй, которые случились с пассажирами, уже взрослый Майкл осознает, насколько изменилось его отношение к увиденному, услышанному, подслушанному. Те три недели в море стали инициативным приобретением опыта среди чудаков, каждый из которых не без успеха маскировал свою натуру и намерения. Мисс Ласкетти с живыми голубями в карманах, пианист-весельчак Мазаппа, молчаливый портной Гунесекера, безнадежно влюбленный Ларри Дениэлс — все собранные за лузерским "кошкиным" столом были в действительности не совсем теми, за кого себя выдавали. Вот это "в действительности" — краеугольное для авторской мистификации: Ондатже, отпустив героя в плавание по мемуарным волнам, преднамеренно не обеспечил его навигатором. Майкл сравнивает факты и сплетни, что-то подозревает, что-то домысливает, вплоть до прибытия в Британию скрывая, какую часть воспоминаний сфальсифицировал он сам. Еще тогда, когда его детское воображение дорисовывало то, чего он не мог твердо знать.
Віктор Домонтович. Самотній мандрівник простує по самотній дорозі. – К.: Спадщина, 2012
Виктор Домонтович — писатель, археолог, этнограф, критик, шпион. До сих пор остаются недоступными архивные документы, раскрывающие тайны его агентурной деятельности. Ученые поныне спорят, в какой из областей — художественной или научной — Домонтович достиг большего. Между тем он оставил достаточно литературных следов, по которым узнается его творческий почерк. В частности, в украинской модернистской словесности Домонтович основал жанры интеллектуального романа и романизированной биографии. Что касается последней, то ее разнокалиберные образцы — набросок, посвященный святому Франциску, анекдот о Гете и Генерале, романтическая история Вацлава Ржевусского, новеллы с Рильке и Ван Гогом в главных ролях, исследование о делах сердечных Пантелеймона Кулиша — представлены в книге "Самотній мандрівник простує по самотній дорозі".
Все герои этого сборника плыли против течения. Монах из Ассизи одолел родительское сопротивление, польский авантюрист и денди презрел социальные установки, австрийский поэт пренебрег светскими условностями, а голландский постимпрессионист победил собственное безумие. Все отреклись от материальных благ во имя достижения высших целей: царства небесного, художественных вершин или земной славы. Все в конце концов остались одинокими, даже окруженный женщинами Кулиш, амурные похождения которого вдохновили Домонтовича на ироническое, но в то же время основательное исследование платонически-педагогических отношений этого резонера с панночками и замужними дамами, сквозь которое можно разглядеть картину мира не только украинской, но и европейской интеллигенции второй половины ХIХ века.
Ірен Роздобудько. Арсен. – К.: Грані-Т, 2012
Есть два способа написания литературы для подростков: когда рассказчик идентифицирует себя либо с автором (что честно), либо с главным героем (что сложно, так как в этом случае писатель должен воссоздавать тинейджерскую психологию и речь). Ирэн Раздобудько выбрала последнее — о себе и своих близких в ее романе повествует 13-летний Арсений, которому очень не хочется проводить летные каникулы у компьютера в городской квартире. Мальчуган мечтает о героических приключениях и далеких странах, в то же время вполне разумно рассуждая, что охота на львов в Африке в ближайшей перспективе ему едва ли светит. Идея поехать в село к дедушке и бабушке осеняет его внезапно: поскольку в семье с давних пор существует легенда о мифическом горшке с золотом, коварном убийстве и трагической любви, интересно было бы выяснить, имеет ли она реальную подоплеку. А еще — посмотреть, изменилось ли что-нибудь в его отношениях с близкими людьми после развода родителей и папиного нового брака, так как мама этой темы избегает, самому же не так просто разобраться, кто и как к кому относится.
Роман "Арсений" можно назвать книгой семейного типа. С одной стороны, в нем достаточно приманок для целевой аудитории: расследование преступления, которое превратилось в легенду, обучение "основам" корриды, первая влюбленность. С другой — автор устами своего героя говорит о значимых для всех возратных категорий вещах: верности и предательстве, доброте и жадности, правде и несправедливости. Вещах, казалось бы, взаимоисключающих, но в жизни оказывающихся удивительно взаимосвязанными.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости