Главная Новости Досуг Соседская боль
commentss НОВОСТИ Все новости

Соседская боль

Украине стоит задуматься о взаимопонимании с соседями. И научиться делать это так, чтобы украинские интересы были и оставались приоритетом

15 июля 2013, 00:15
Поделитесь публикацией:
Соседская боль

Историческая политика как понятие вышло из обихода после поражения Виктора Ющенко на президентских выборах. Хотя были ли его шаги в отношении чествования жертв Голодомора (между прочим, навязывание возведения памятников жертвам Голодомора в столицах мира) или восстановление гетманского дворца в Батурине качественной исторической политикой в полном смысле этого слова можно сомневаться. Например, Ющенко в обмен на появление такого памятника в Будапеште разрешил строительство монумента в честь тысячелетней венгерской государственности на Верецком перевале (граница Львовской и Закарпатской областей). И это в то время, когда соседка Венгрии и партнер по Вышеградской группе Словакия не пустила в 2009 году президента Венгрии Ласло Шойома на открытие памятника королю Иштвану I в населенном венграми словацком городе Комарно (учтем тот факт, что в Шенгенской зоне границ как таковых не существует). Возможно, это не пример для подражания, но он демонстрирует, что для наших соседей исторические вопросы являются важной частью их внешней политики.

Наше удивление по поводу польских инициатив относительно чествования жертв Волынской трагедии – следствие нашего же многолетнего прятанья головы в песок и неподготовленности к такому роду "предъяв". Украине еще очень повезло, что польская внешняя политика сформирована под воздействием идей Ежи Гедройца и поддерживает Украину как независимое государство. Если бы в Варшаве руководил кто-то вроде нынешнего венгерского премьера Виктора Орбана, или подобного рода трагедия случилась не с поляками, а с венграми в Закарпатье, интересно было бы посмотреть на позицию официального Киева.

Кстати, о последней. Очень хорошо, что не Верховная Рада, а всего-навсего 148 депутатов, фамилии которых увидела вся страна, льстиво обратились к сейму Польши с просьбой назвать-таки Волынскую трагедию геноцидом. Во-первых, поляки должны были бы понять, что 148 депутатов, коммунисты и пророссийски настроенные "регионалы", не выражают мнение всего парламента, а, соответственно, украинского народа. Что подыгрывать украинской "пятой колонне" не в интересах польского государства. Что в конечном итоге украинские народные депутаты, которых язык не поднимается так назвать, не имеют национального достоинства и поддерживать их предложение они вряд ли станут. Как написал в сети "Фейсбук" секретарь Польско-украинского форума партнерства с польской стороны Павел Тчинский, "в такой политической поддержки не нуждаемся. Лучше бы украинский парламент поддержал проекты строительства памятников на могилах жертв". А вот настоящий украинский парламент, если он появится в ближайшей перспективе, должен усвоить польский урок, чтобы использовать этот опыт в возможных будущих исторических трениях с соседями.

На то, что их не будет, рассчитывать не приходится. Представим себе, что Украиной руководит нео-Ющенко, но волевой и независимый. Что в правительстве не половина выходцев из России, а молодые патриоты, получившие образование в Европе, – такие, как те, которых в свое время привлек к управлению Грузией Михаил Саакашвили.

Как вы думаете, такое правительство закрыло бы глаза на процесс присоединения украинских автохтонов к русинскому движению на Прешовщине в Словакии? Сейчас на украинских этнических землях заметную активность проявляет посольство России в Братиславе, а не более близкое украинское консульство в Прешове. А Минкульт Украины тупо отправляет на фестиваль словацких украинцев в Свиднике массу "топорных" академических народных хоров и танцевальных коллективов, а целенаправленная креативная работа на Прешовщине не проводится. К слову, венгерское меньшинство в Словакии имеет собственную партию и собственный университет.

Осталось бы равнодушным такое правительство к заявлению белорусского руководства о том, что на Берестейщине украинцев нет, а все украинцы, проживающие в Беларуси, приехали из Украины? Украинцев Берестейщины белорусские власти называют "палешуками", и когда последние переезжают в крупные города, они подпадают под влияние прежде всего русской постсоветской культуры. Как метко высказалась белорусская писательница и сознательная этническая украинка из-под Бреста Наталка Бабина в интервью белорусской службе радио "Свобода", "сделать Берестейщину белорусской можно, лишь вернув и признав в ней ее украинский характер". Примером такого объединения двух идентичностей (этнически украинец, политически белорус) является она сама и ее брат Андрей Динько, главный редактор самой крупной оппозиционной газеты в Беларуси "Наша нива". Белорусские националисты (не удивляйтесь, есть и такие!) этих аргументов не воспринимают. Но придет время — они в этом уверены! — режим Лукашенко падет и они станут строить национальное государство. Если Киев молчит сейчас, что он будет делать тогда?

Почему нынешняя украинская власть допускает, чтобы Венгрия и Румыния раздавали паспорта венграм в Закарпатье и румынам на Буковине, чтобы на украинской территории имел свой офис один из самых ярых националистов из партии "Йоббик" евродепутат Бела Ковач, чтобы венгры не знали и не хотели знать государственный язык, а лелеяли надежды на возвращении Берегова и Виноградова в состав Венгрии? Почему Румыния позволяет себе выпады в адрес Приднестровья, а украинская власть молчит? Приднестровье двадцать лет находилось в составе Украинской ССР, и если почитать изданный в Тирасполе к "80-летию приднестровской государственности" сборник научных статей, становится понятно, что украинская идентичность жителям этого региона намного ближе, чем румынская.

Все вышеперечисленные проблемы являются и политическими, и историческими одновременно. Следует признать, что на данный момент, как и в большей мере до прихода Виктора Януковича к власти, государство Украина отпустило исторические проблемы в свободное плавание, чем спровоцировало конфликт между непреодоленным постсоветским, а фактически преступным коммунистическим видением и трактовкой истории и национальным. Между тем за двадцать лет мы должны были пройти путь от крайней радикальности до взвешенности.

А тем временем из-за противостояния с видением Колесниченко — Кивалова националистический нарратив набирает силу и становится определенной угрозой для восприятия Украины в Европе. Реальная украинская власть должна была бы выработать концепцию исторической политики с в соответствии с ней строить отношения на исторической почве с соседями и с национальными меньшинствами в Украине. Однако понятно, что не Табачнику с Азаровым этим заниматься.

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Роман Кабачий
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!