Главная Новости Досуг Кобзарь 2.0: миссия пока выполнима
commentss НОВОСТИ Все новости

Кобзарь 2.0: миссия пока выполнима

Чиновники так и не смогли пересилить себя, чтобы «оживить» образ Тараса Шевченко. Вместо них это делает улица

14 февраля 2014, 00:05
Поделитесь публикацией:
Кобзарь 2.0: миссия пока выполнима

Знаковый для украинцев юбилей  200-летие со дня рождения Тараса Шевченко  все ближе. И все более актуальным становится вопрос, с чем же придет Украина к персональному "красному дню календаря", приходящемуся на 9 марта. По идее, страна должна была напрячь все свои финансовые, культурные и интеллектуальные мускулы, чтобы достойно отметить День рождения Кобзаря, как можно более громко напомнив о нем всему миру. И Министерство культуры, стоит отметить, регулярно отчитывается по протокольной части празднования. Которая, впрочем, сводится в основном к организации совещаний, круглых столов, коллегий и к выездам на реставрационные объекты. При этом, согласно программе празднований, озвученной в конце 2013 года, каких-либо проволочек с юбилеем быть не должно. Что и не удивительно. Хотя бы потому, что чего-то принципиально нового в ней нет.

После ознакомления с программой на полмиллиарда гривен, насыщенной всевозможными творческими слетами, выставками, конкурсами чтецов и прочими "торжественными заседаниями", закрадывается подозрение, что за ее основу был взят сценарий празднования 150-летия Кобзаря 1964 года (когда "слава Шевченко гремела по всему миру", о чем то и дело напоминает на пресс-конференциях глава Минкульта). И лишь некоторые пункты этого сценария были заменены на что-то новое, дабы хоть как то "подогнать" программу под современные реалии. Из всей череды праздничных мероприятий  Шевченковский международный литературный конгресс, творческий слет мастеров искусств и аматоров народного искусства Украины, Всеукраинский Шевченковский форум "Свою Україну любіть" и так далее  самым креативным выглядит разработка Черкасской обладминистрацией тематических дорожных знаков, которые будут указывать дорогу к Шевченковским местам. Правда, обновленных табличек пока никто не видел, хотя до официального начала празднования осталось меньше месяца.

Не балует свежестью подходов и внешняя атрибутика грядущего юбилея. Взять, к примеру, основу основ — логотип празднования, представленный общественности еще в июне 2013-го. Несмотря на все художественные качества, у него есть один серьезный минус  отсутствие новизны как таковой. В результате чего, как указывают дизайнеры, "графический" Шевченко не интересен молодежи. А следовательно, не будет и встречного креатива, когда официальный знак уже силами народных умельцев преображается и становится достоянием современной массовой культуры (с "подстегиванием" интереса к личности самого Кобзаря). По мнению креативного директора рекламного агентства Tabasco Александра Смирнова, архаичность образа Кобзаря вообще не идет на пользу популяризации поэта в современной Украине. "Кому нужен юбилей Шевченко, если сам он давно умер? Наверное, обществу, которое должно ценить свои корни и историю. Значит, имеется вполне конкретная задача  показать, что Шевченко может быть интересен людям сегодня, с особым прицелом на молодежь. Решает ли эту задачу архаичный образ? Ни разу, даже отталкивает и шепчет: "Шевченко  для перд*нов",  резко, но честно объяснил "Комментариям" Смирнов.

Логотип 200-летнего юбилея Т.Г. Шевченко

 

Казалось бы, можно совместить приятное с полезным. И "позаигрывать" с молодежью, огласив, например, всеукраинский конкурс шевченковских граффити. Благо, безжизненных поверхностей хватает в любом украинском городе. Десяток призеров получили бы шанс оживить своим творчеством улицы, а местные власти — поставить "галочку" в графе "благоустройство". Тем более что фестиваль "Республика" в Каменце-Подольском уже не первый год доказывает успешность такого подхода. Или другая идея: на День рождения Шевченко  9 марта  приходится Всемирный день ди-джея. Отличная дата для какого-нибудь "Шева-феста", на котором бы  при поддержке государства  нашлось место современному Кобзарю в рок-, рэп- или электронном звучании. С перспективами выхода мероприятия на международную арену со всеми сопутствующими бонусами. К сожалению, пока что такие проекты выглядят как фрагмент футурологического рассказа об Украине.

О катастрофическом недостатке современной интерпретации образа Тараса Шевченко говорит и кандидат наук по социальным коммуникациям, директор ВОО "Не будь байдужим!" Оксана Левкова. По ее словам, закостенелость педагогов и деятелей от Минкультуры автоматически отметает даже попытки назвать Шевченко "Шевой". "Когда начинаешь упоминать в присутствии учителей тезис Андруховича "В наши дни Шевченко был бы рэпером", то им как-то сразу становится не по себе, душно в помещении и вообще плохо. Наш Шева просто мертвый для образования. А когда он воскресает в мыслях или устах молодежи, то педагоги его специально старят",  уверена Левкова.

Иными словам, идейные "шевченкофилы" считают, что опускать с пьедестала "отца нации" — например, на футболку молодого представителя этой самой нации — слишком низко для Великого Поэта. С другой стороны, знакомый "нафталиновый" образ Великого Кобзаря  того самого насупленного деда в каракулевой шапке, который, кажется, никогда не был молодым и улыбающимся,  не вызывает у молодежи никаких эмоций, кроме скуки и зевоты.

Логотип 200-летнего юбилея Фредерика Шопена в Польше, 2010 год

 

Между тем хорошие примеры того, как можно "осовременить" историческую личность, легко найти в международной практике. Причем далеко ходить не надо: достаточно вспомнить, как пару лет назад соседняя Польша праздновала 200-летие своего выдающегося земляка Фредерика Шопена. На улицах городов появились музыкальные лавочки, играющие музыку великого композитора. Современные художники, не убоявшись гнева академического сообщества, устроили выставку иронически-юмористических графических работ, посвященных музыканту. Всевозможных брелков, футболок, сумок и прочей сувенирной продукцией с интерпертированным портретом композитора  вплоть до сладостей и даже юбилейной водки  вообще не счесть. В Украине же, создается впечатление, "зарабатывать" на Шевченко  дело если не позорное, то неблагонадежное. При этом чиновники рассчитывают каким-то чудом получить деньги от въездного туризма, хотя шевченковские места пока что неинтересны даже внутреннему потребителю. В общем, как отметил директор Tabasco Александр Смирнов, "имеем дело со стрельбой культурой по воробьям, которые давно улетели".

Логотип 200-летнего юбилея Фредерика Шопена в Польше, 2010 год

 

Хотя в празднование круглой даты государство вкладывается, и вкладывается основательно. Из последних новостей: специально к юбилею Кабмин решил потратиться на производство памятных медалей, а Президент в два раза увеличил размер Шевченковской премии (изначально она должна была "подрасти" в пять раз). Миллионы идут на латание дорог, реконструируются театры и дома культуры, городские парки и аэропорты. В Запорожье решили поставить сразу два памятника Шевченко  в самом городе и на Хортице. Вот только эта суета больше смахивает на решение "под шумок" проблем местных властей. Поскольку возникает вопрос: а почему все это было отложено "под юбилей", а не сделано раньше, в нормальном, не авральном режиме?

Похоже, государство в целом и Министерство культуры в частности такая ситуация вполне устраивает. "Живого" Шевченко чиновники ищут разве что на словах главы Минкультуры, в то время как на актуализацию образа великого поэта, идущую снизу, у государства, как всегда, нет денег. И это  лишь видимая часть айсберга безразличия, который уже двадцать два года плавает по всему культурному океану Украины. В "подводной" же части этой глыбы можно увидеть тотальное нежелание реформ не только культурной, но и образовательной составляющей государства. "Учебники по литературе насыщены произведениями, в которых говорится об украинском комплексе неполноценности, о тюрьмах и постоянном крепостничестве. В них не найдешь позитивных поведенческих сценариев. Приплюсуйте сюда и мартирологию (учение о мучениках, — "Комментарии"), в которую уже давно превратились учебники по истории Украины. А ведь молодежи хочется побед, а не поражений!", — отмечает Оксана Левкова. И добавляет: именно поэтому большая часть украинской культуры даже в нынешнюю "эру тренингов позитивного мышления" ассоциируется преимущественно с упадком и шароварщиной.

Впрочем, описанное выше  не повод впадать в уныние. Ведь, несмотря на чиновничью "иконизацию" Шевченко как пророка и мученика, спрос на поэта среди молодежи существует. Одно из доказательств  в минувшем году страница о Тарасе Шевченко стала самой посещаемой статьей в украинской Википедии, набрав почти 600 000 просмотров. Статья об Украине в целом оказалась на втором месте (более полумиллиона просмотров). Даже нынешние неспокойные события в центре столицы свидетельствуют, что Кобзарь востребован в массах, а его образ переосмысливается новыми украинцами здесь и сейчас: "революционные" портреты Шевченко вместе с ликами других классиков украшают стены домов, его поэзию можно услышать на улицах, нередко уже на новый лад. А значит, улица начала претворять в жизнь то, чем должно было бы заниматься государство, – "стряхивает нафталин" с классиков и их "оживляет". И, не исключено, ближе ко Дню рождения Кобзаря инициативная молодежь проведет какую-нибудь свою "Тарас Григорович пати". Со своим Шевченко  поэтом XXI века.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Ольга Москаленко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!