Главная Новости Досуг Профильное обучение может ограничиться репетиторством
commentss НОВОСТИ Все новости

Профильное обучение может ограничиться репетиторством

По задумке Минобразования, старшая школа должна напоминать не столько «квази-ПТУ», сколько «квази-университет»

22 июня 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
Профильное обучение может ограничиться репетиторством

Министерство образования и науки опубликовало проект Концепции профильного обучения в средней школе. Это очередная попытка перезагрузить идею обучения старшеклассников по профилям. В октябре 2013 года предыдущий вариант концепции был утвержден приказом бывшего министра Дмитрия Табачника. Новая власть этот приказ отменила, пообещав подготовить новую редакцию документа.

Что же изменилось в нем? Главным образом – философия профильного обучения. В предыдущей концепции его ключевой задачей являлось "обеспечение профессиональной ориентации учащихся на будущую деятельность, которая пользуется спросом на рынке труда". В нынешнем варианте профориентационная составляющая заметно ослаблена, речь идет просто о "создании условий для получения отдельных профессий для нужд рынка труда". Основной же акцент сделан на "обеспечении возможностей для конструирования каждым учащимся собственной образовательной траектории". Иными словами, старшая школа должна напоминать не столько "квази-ПТУ", сколько "квазиуниверситет".

Но при этом старшая, профильная школа визуально не обособляется в цепочке среднего образования, как это когда-то задумывалось. То есть не предусматривается создание особого звена учебных заведений, обучающих старшеклассников по одному из семи профилей. Правом осуществлять профильное обучение наделяются все учебные заведения — от обычной сельской школы до специализированной гимназии или лицея. Выбирать профиль и формировать перечень предметов свободного выбора они должны "в соответствии с образовательными потребностями учеников, пожеланиями родителей, а также со своими кадровыми и материально-техническими возможностями".

С одной стороны, радикальным перекраиванием системы функционирования старшей школы, которого все так боятся, это вроде бы не грозит. Но с другой — новая концепция закладывает риск дискредитации идеи профильного обучения. Прежде всего, в глазах родителей, для которых любые нововведения, касающиеся образования их чад, должны быть связаны с практической пользой. Поэтому если профильное обучение не предполагает "профессионального уклона", у них возникнет логичный вопрос "а зачем оно нужно?" И напросится очевидный ответ — "для поступления". Иными словами, им профильная школа будет представляться формой репетиторства за государственный счет — более глубокой подготовкой по предметам, которые необходимы для успешной сдачи внешнего независимого тестирования и поступления в университет.

И школы, по всей видимости, будут рады этому видению соответствовать. Ведь таким образом убивается несколько зайцев: можно удержать у себя способных учеников, можно увеличить ставки для педагогов, не привлекая внешних специалистов, и вообще спокойно съехать с идеи формирования индивидуальной образовательной траектории ученика. Собственно, специальных консультантов, которые бы занимались разъяснительной работой с родителями и школьниками, помогали бы составлять индивидуальный учебный план исходя из задатков и карьерных интересов старшеклассников, не предусматривает ни концепция профильного обучения, ни штатное школьное расписание. Если же говорить о стимулировании исследовательского потенциала учащихся, то оно уже давно отдано на откуп Малой академии наук (МАН). Заниматься разработкой авторских курсов и их сертификацией (при условии, что Минобразования наделит школы подобной автономией) учителя не будут, если их старания не будут оплачиваться отдельно. Да и сами родители, заинтересованные в поступлении своих чад в университет, вряд ли будут на этом настаивать. Польза от таких занятий, в отличие от участия в конкурсах МАН, дающих призерам преференции при поступлении, им не очевидна.

Реализовать право учеников на равный доступ к качественному образованию по выбранному им профилю могли бы образовательные округа (кстати, они упоминаются в концепции), аккумулирующие местный кадровый и материально-технический потенциал. Именно они задумывались как опорные пункты профильного образования еще на стадии внедрения двенадцатилетки. Но эта идея до сих пор так и не воплотилась в жизнь. Очевидно, что профилизация образования старшеклассников без перестройки всей школьной системы выглядит нежизнеспособной. А такая перестройка до принятия нового закона Украины "Об образовании" невозможна. Да и скорее всего, если этот закон будет разработан и принят, концепцию профильного обучения придется переписывать.

 

 



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Григорий Никонов, Божена Столярчук
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!