Главная Новости Досуг Инклюзия как испытание для родителей
commentss НОВОСТИ Все новости

Инклюзия как испытание для родителей

У детей с синдромом Дауна больше шансов на обучение в инклюзивных классах, чем у аутистов

25 августа 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
Инклюзия как испытание для родителей

По данным отечественного Госстата, несмотря на то что общее количество детей в Украине за последние десять лет (2003–2013) снизилось более чем на 19%, доля инвалидов среди них увеличивается ежегодно на 0,5%. В начале 2014 года численность детей-инвалидов достигла 167 тыс., что составляет 2% всего детского населения. Общее количество детей, подпадающих под широкое определение "с особыми потребностями" (дети с задержкой психического развития, нарушениями речи и многие другие), намного выше. По разным экспертным оценкам, таковых насчитывается по меньшей мере 330 тыс. (если считать по европейской классификации, куда попадают также дети беженцев и другие неочевидные категории).

Шансы у таких детей ходить в детсад, учиться в школе, посещать творческие кружки или спортивные секции вместе со здоровыми сверстниками при условии специального методического и педагогического сопровождения (так называемое инклюзивное образование) очень низкие. По словам Татьяны Скрыпник, доктора психологических наук, заведующей лаборатории коррекции аутизма Института специальной педагогики НАПН Украины, во времена СССР система не замечала "проблемных" детей, обрекая их на учебу и воспитание в профильных интернатах или дома на "индивидуалке". "Демократическая Украина взяла курс на инклюзивное образование с его индивидуальным подходом к каждому ребенку в рамках обычных дошкольных и общеобразовательных учебных заведений. Мы присоединились к соответствующей Конвенции ООН о правах инвалидов. За последние четыре года был принят ряд нормативно-правовых актов с целью обеспечения детям доступа к инклюзивному обучению. Но реализовать все это оказалось очень нелегко", — отмечает она.

Действующее законодательство гарантирует детям, имеющим разного рода психофизические нарушения, доступ к инклюзивному образованию в обычных школах, а с недавних пор и в детских садах. Несколько недель назад президент подписал Закон "О дошкольном образовании", который узаконил такую практику. Но де-факто родители, пытающиеся реализовать свои права и пристроить ребенка в местную школу, встречают сопротивление ее руководства. "В школах предложения об организации инклюзивных классов встречают отпор. В качестве отмазки часто приводится один из пунктов "Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях" от 2011 года. Там сказано, что подобные классы организовываются по решению руководства "при условии, что существует соответствующая материально-техническая база, педработники" и т.д.", — объясняет Татьяна Скрыпник. "Этот нюанс, конечно, осложняет дело. Но если родители будут настойчивыми, отказать им школа не вправе. Например, отсутствие подготовленных кадров можно решить путем привлечения работников из спецучреждений, с которыми им несколько лет назад разрешили подписывать договора", — говорит Наталья Софий, директор всеукраинского фонда "Шаг за шагом".

В теории согласно упомянутому порядку, если учиться вместе со сверстниками хотят дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), школы обязаны переоборудовать свои помещения в соответствии с нуждами ребенка (установить пандусы, специальные санузлы), а также организовать его транспортировку из дома в школу и обратно. Однако, учитывая то, что сегодня 4,5 тыс. детей с нарушениями ОДА по-прежнему обучаются на дому, добиться от школ выполнения их обязанностей удается редко. По данным Министерства образования и науки, по состоянию на начало прошлого года почти 13% украинских школ имели классы с инклюзивным образованием. Но этот показатель на деле намного ниже: под эту статистику подпадают, например, дети с одной почкой, хотя особых усилий от школы для организации их обучения не требуется.

В отдельных случаях организовать обучение детей с особыми потребностями в обычной школе помогают общественные активисты. "Больше везет тем, за кем стоит сильная и авторитетная общественная организация. Например, деткам с синдромом Дауна чаще идут навстречу. Им помогает профильная ассоциация, которая за свой счет проводит специальную подготовку педагогов, в том числе за рубежом, закупает необходимые учебные материалы, — отмечает Татьяна Скрыпник. — В свою очередь, случаи нарушения слуха или зрения у детей более понятны нашим педагогам, ведь существуют обкатанные подходы к их обучению. Если же дело касается аутистов или детей с синдром дефицита внимания, здесь обычно начинаются проблемы".

Часто против совместного обучения выступают родители остальных школьников. Но, как уверяют эксперты, это препятствие преодолеть легче всего. "С родителями нужно вести разъяснительную работу. Их предубеждения и опасения отступают, когда они видят, сколько преимуществ будет у их детей по сравнению с остальными. Ведь инклюзивный класс предполагает одновременную работу не одного, а двух (учитель и ассистент) или даже трех (учитель, ассистент и спецпедагог) специалистов. Это означает, что количество времени, которое будет уделяться детям, вырастает в разы. Да и программы и подходы, которые они создают и используют совместными усилиями, более интересны и разнообразны, чем обычно", — рассказывает Наталья Софий.

Даже если ребенка с особыми потребностями удастся зачислить в обычную школу, очень вероятно, что вместо пользы такой опыт принесет ему трудные испытания. "Школы, соглашающиеся организовать инклюзивное обучение, часто сталкиваются с тем, что местные управления образования начинают подкидывать им детей. Так, вместо допустимых одного-двух, максимум трех учеников с особыми потребностями в одном классе оказываются по четверо-пятеро. Стоит ли говорить, как это сказывается на самих детях, их одноклассниках и педагогах?" — возмущается Татьяна Скрыпник.

Большие риски существуют и по части обеспечения школ квалифицированными кадрами. Еще в 2010 году в классификаторе профессий появился "ассистент учителя инклюзивного образования", а полтора года назад эти ставки появились в штатном расписании школ. Но, по словам специалистов, подготовка подобных кадров редко оказывается на уровне. "В нашей стране быть ассистентом учителя неблагодарное дело. В школе к такому специалисту относятся как к подсобному рабочему. Хотя он должен принимать активное участие в формировании индивидуального учебного плана ребенка", — говорит Татьяна Скрыпник.

Учитывая все эти трудности, многие родители выказывают опасения насчет инклюзивного обучения в школах, не говоря уже о садиках. Однако, по мнению экспертов, если они хотят максимально нормальной и полноценной жизни для своих детей, начинать интеграцию ребенка в социум нужно как можно раньше. "Начинать надо со спецгрупп в дошкольных учебных заведений. А в идеале — еще раньше. Но пока мы можем об этом только мечтать. В Украине отсутствует государственная программа раннего вмешательства, которая существует даже у наших соседей — в Белоруссии и отчасти в России", — отмечает Татьяна Скрыпник.

Ранняя социализация детей с нарушениями психофизиологического развития также снижает риск проявлений в отношении них детской жестокости, когда они становятся объектом насмешек и даже травли. "Лучше всего начинать тогда, когда у детей еще не сформировались предубеждения, что так "нормально", а так — "ненормально". Они вырастут более толерантными к другим детям, чем их сверстники. Для развития общества это был бы большой прорыв", — убеждена Наталия Софий.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Наталья Давыденко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!