Главная Новости Досуг Принудительная интернет-солидарность
commentss НОВОСТИ Все новости

Принудительная интернет-солидарность

В недалеком будущем рабочий процесс будет напоминать сегодняшний образ жизни в социальной сети

23 декабря 2014, 00:21
Поделитесь публикацией:
Принудительная интернет-солидарность

Нынешней осенью была запущена новая социальная сеть Ello. Этот факт привлек к себе большое внимание не только потому, что Ello позиционирует себя как конкурент Facebook. Действительно, Ello предлагает то, чего нет в сети, созданной Марком Цукербергом: отсутствие рекламы, возможность регистрироваться под вымышленным именем, размещать порнографию. Но за этими опциями стоит почти что политическая программа. "Твоей социальной сетью владеют рекламодатели. Каждое сообщение, которым ты делишься, каждый человек, с которым ты вступаешь в дружбу, каждый линк, на который ты переходишь, отслеживаются, записываются и превращаются в данные. Рекламодатели покупают твои данные, чтобы показывать тебе больше рекламы. Ты — продукт, который покупают и продают", — говорится в официальном манифесте Ello. Избавление от гнета рекламодателей, конечно, лишь одна сторона медали. Потому что, предлагая пользователям пространство, в котором они смогут ощущать безграничную личную и творческую свободу, Ello в какой-то мере ангажирует их быть такими, какими им хочется, то есть… самим делать из себя продукт и продвигать его.

Слактивизм и овершеринг

Собственно, социологи Шаньян Жао, Шерри Гресмак и Джейсон Мартин из Темпльского университета в Филадельфии еще в 2008 году установили, что в социальных сетях люди выстраивают свою желаемую идентичность. В реальной жизни они, как правило, совсем не такие, как в виртуальной. Важнейшей стороной существования в соцсетях является конструирование своего имиджа — так называемое управление впечатлениями. Некоторые специалисты связывают с этим фактом, например, популярность флешмоба Ice Bucket Challenge — обливания ледяной водой. По их мнению, основной мотивацией к участию в флешмобе является не порыв к благотворительности, а желание транслировать положительный образ самого себя. Поэтому, кстати, в Ice Bucket Challenge приняли участие огромное количество знаменитостей — несмотря на то, что после обливания они представали в не очень презентабельном виде. Здесь, что называется, работает холодный расчет. Как выяснили антрополог Джил Грингросс и психолог Джефри Миллер из университета Нью-Мексико (США), люди, имеющие высокий статус (бизнесмены, политики, звезды), становятся для публики более привлекательными, если иногда шутят над собой или совершают комичные поступки.

А как же благотворительная сторона подобных сетевых флешмобов? Увы, прошлогоднее исследование, проведенное Кевином Льюисом, Куртом Грэем и Йенсом Майергайнрихом, учеными из научных центров США и Великобритании, показало, что лишь малая доля тех, кто поддерживает в Сети благотворительные акции, делают в них конкретный вклад. Ученые проанализировали, например, страницу одной американской акции на Facebook, которую лайкнули более миллиона пользователей. Оказалось, что в течение двух лет, когда длилась акция, лишь около 2600 поддержавших ее действительно перечислили на нее деньги.

Такой тип поведения в социальных сетях получил название слактивизм. Распространяя какую-нибудь информацию с пометкой "максимальный репост или ретвит", подписывая онлайн-петиции, участвуя во флешмобах, пользователи сосцетей считают, что совершили важный гражданский поступок, хотя на самом деле никаких ощутимых результатов такая активность не приносит. Само намерение сделать что-нибудь хорошее является для слактивистов в достаточной мере ценным, а сетевой имидж благодаря лайкам или репостам только растет.

То же самое касается еще одного тренда — овершеринга, то есть распространения в социальных сетях деталей своей личной жизни (в основном в виде фотоснимков). Специалисты говорят, что это вовсе не только проявление нарциссизма. Сделать и распространить селфи (то есть сфотографировать себя, в том числе в обнаженном виде) — значит совершить акт эмансипации, то есть освобождения от какого-либо гнета, и заработать дополнительные очки в плане самомаркетинга или самобрендинга.

Цифровые "односельчане"

Впрочем, в связи с этим социальные сети вовсе не следует считать пространством свободы. Маршалл Маклюэн, ученый, заложивший основы теории коммуникации, еще в 1960‑х говорил, что из-за огромной скорости распространения информации мир сжимается и превращается в "глобальную деревню". Сегодня это уже не метафора, а образ жизни современного общества. Люди из разных уголков одной страны или целой планеты не просто информированы о делах друг друга, как будто бы они живут по соседству в одной деревне. Они еще нередко и вторгаются в эти дела, как в свои собственные. Социальные сети — это тоже "глобальные деревни". Живя в них, люди волей-неволей становятся "односельчанами" — общностью, в которой возникают свои симпатии и антипатии, формы общения, устои и т.д. То есть социальная сеть диктует пользователям некие правила общежития.

Этот факт был подтвержден исследованием, проведенным несколько лет назад группой социологов Калифорнийского университета во главе с Джеймсом Фоулером. Ученые пришли к выводу, что френды на Facebook, например, могут побудить человека пойти на выборы. Во время эксперимента, участниками которого, сами того не ведая, стали более 60 млн. американцев — пользователей упомянутой соцсети. 2 ноября 2010 года, когда в США проходили выборы в палату представителей, в их личной страничке на Facebook появилось сообщение "Сегодня — день выборов" со ссылкой на адреса избирательных участков и кнопкой "я проголосовал". Для части пользователей это сообщение сопровождалось еще и шестью фотографиями их друзей, которые уже нажали на эту кнопку. Фоулер и его коллеги утверждают, что сообщение с изображениями лиц друзей сильнее побуждало пользователей отправиться голосовать, чем сообщение без фотографий. Кроме того, по словам ученых, их эксперимент непосредственно мобилизовал к походу на избирательный участок около 60 тыс. человек, а еще 280 тыс. пришли благодаря тому, что получили сообщение от своих друзей по социальной сети.

Этот факт вовсе не значит, что пользователей соцсетей так уж легко подсадить на очередной флешмоб. "Принудительная солидарность многим кажется неприятной, поэтому возникает сопротивление социальному давлению", — объясняет газете "Цайт" социолог Йо Райхертц из университета Дуйсбурга-Эссена. По его словам, несмотря на сильную потребность людей следовать социальным нормам и делать как все, есть еще и желание быть индивидуальным, уникальным, особенным. Это желание усиливается, когда давление группы становится слишком сильным, когда члены этой группы чувствуют ограничения в своей свободе принятия решений.

Карьера через соцсети

Этот факт важен для понимания развития рынка труда в ближайшем будущем. Исследователи давно говорят, что социальные сети будут играть в этом отношении важную роль. Речь идет как о рекрутинге персонала (самомаркетинг и самобрендинг в соцсетях, очевидно, приобретут для этого особое значение), так и о построении рабочего процесса. "Раньше во главу угла ставились оптимизация и стандартизация процессов. Считалось: чем лучше удастся стандартизировать что-либо, тем быстрее его можно будет автоматизировать. В будущем на первый план выйдут индивидуализация и гибкость, — говорит в интервью "Цайт" президент Немецкой академии технических наук Геннинг Кагерманн. — В рабочих процессах будет меньше заранее предписанных шагов, а содержание работы будет чаще меняться. Еще более важной, чем сегодня, станет групповая, командная работа. Коллаборация является лучшим словом, определяющим рабочий процесс завтрашнего дня. Для коллаборации важными становятся "мягкие" навыки, то есть социальные и коммуникативные компетенции". Иными словами, в будущем рабочий процесс будет напоминать сегодняшний образ жизни в социальной сети.

Что же касается рекрутинга через соцсети, то он пока не процветает. Согласно отчету Института конкурентного рекрутинга (Германия) в 2012 году лишь 24% немецких предприятий активно искали кандидатов на вакансии через социальные сети. Но потенциал у такой формы поиска персонала большой. По данным проведенного в Германии исследования "Практика рекрутинга‑2013", почти каждый второй претендент на рабочее место желает не искать работу активно, а предпочитает, чтобы компания сама находила его.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Григорий Никонов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!