Главная Новости Досуг Об охране музеев
commentss НОВОСТИ Все новости

Об охране музеев

Василий Рожко: На 2015 год в госбюджете предусмотрена лишь треть суммы, необходимой для нормальной работы музеев

23 декабря 2014, 00:08
Поделитесь публикацией:
Об охране музеев

Как украинским музеям удается выживать в нынешних непростых экономических условиях, какие проблемы волнуют музейных работников и что необходимо предпринять для их решения, рассказал "k:" начальник Управления музейного дела и нормативно-правового обеспечения перемещения культурных ценностей Министерства культуры Украины Василий Рожко.

В Минкультуры вы уже четвертый месяц. Над какими проблемами вы сейчас работаете?

Крайне остро стоит вопрос охраны музеев и национальных заповедников. Речь не только о территориях, прилегающих к зоне АТО, а в общем росте преступности в стране. В этом месяце, например, совершено нападение на Национальный художественный музей Украины в центре Киева — там разбили окна. Как назло, именно в 2014 году многим музеям из-за сократившегося госфинансирования стало не хватать средств на оплату услуг Государственной службы охраны. К примеру, Львовской галерее искусств пришлось оплачивать охрану из своего спецфонда. А это деньги, которые учреждение зарабатывает и старается тратить на свое развитие. На будущий год в госбюджете предусмотрена лишь треть суммы, необходимой для нормальной работы музеев. Решить проблему можно двумя способами. Первый — добиваться увеличения финансирования из общего фонда. Но, учитывая общий режим экономии в стране, сделать это будет трудно. Второй вариант — реформировать механизм обеспечения безопасности музеев.

Каким образом? Нанимать частные охранные структуры, услуги которых намного дешевле?

Тарифы отечественной госохраны и, правда, существенно выше, чем у частников. Но по действующему законодательству музеи обязаны заключать договоры с госохраной. Более того, обойтись без нее не удастся — ее сотрудники имеют ряд полномочий, которых нет у частных охранных структур. Можно пойти другим путем, как это было сделано в некоторых странах. Там создали специальную полицию для охраны культурного наследия. В Украине, кстати, природоохранное законодательство предусматривает широкие полномочия службы охраны заповедного фонда. Эта служба может задерживать нарушителей, выписывать протоколы и т.д. По всем этим направлениям мы сейчас ведем диалог с МВД и Минфином.

Музейщики до сих пор пользуются инструкциями 1980‑х годов по учету и хранению предметов искусства. Как это выглядит на практике?

К примеру, у нас до сих пор на музейные экспонаты крепят инвентарные надписи, сильно портящие их внешний вид. За рубежом давно используют иные технологии — наносят невидимые надписи, которые видны при определенном свете, и т.д. Отдельный вопрос — ведение учета. Весной этого года помимо инвентарной карточки с музеев для отчетности начали требовать паспорт предмета. Хранители в 95% случаев заполняют эти паспорта либо на бумаге, либо в табличке Word, а не в Excel. Это значит, что обрабатывать поступающую информацию — классифицировать, создавать карты географической привязки археологических находок, выстраивать хронологические последовательности, необходимые для научно-исследовательской работы, — у нас нет возможности.

Кроме того, у нас нет единого центра, который занимался бы составлением научно-методических материалов для музейной отрасли. В управлении работают десять человек, которые физически не могут взвалить на себя эту массу работы.

Кабмин позволил вузам размещать средства в коммерческих банках, не теряя при этом статуса бюджетника. Смогут ли наши музеи получить такую же финансовую автономию?

Мы к этому стремимся. Но за расширением свобод должно следовать повышение ответственности руководства, прозрачность процедур отчетности музея и т.д. А это долгий путь. Например, в Минкультуры сейчас активно обсуждают критерии эффективности работы музеев. Брать голые цифры посещаемости — не лучший вариант. Нужно придумать систему, отображающую, в какой мере успешен менеджмент музея в выполнении своих задач. Отдельный вопрос — готовы ли музеи взять на себя такую ответственность. Я объездил пол-Украины, встречался с работниками музеев и заповедников и понял одну закономерность. Представители нашей отрасли мало общались с чиновниками Минкультуры, а многие и вовсе ни разу с ними не виделись. Музейщики, особенно региональные, в принципе мало общаются между собой. Отсюда инертность и страх делать что-то новое.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Наталья Давыденко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!