Главная Новости Досуг Поступить «на бюджет» не фантастика
commentss НОВОСТИ Все новости

Поступить «на бюджет» не фантастика

Любые новшества в такой консервативной сфере, как образование, всегда внушают опасения  

19 января 2015, 00:58
Поделитесь публикацией:
Поступить «на бюджет»  не фантастика

Масштаб реформ, начатых в отечественной образовательной системе, таков, что речь идет уже о том, не разрушится ли она вообще в результате их проведения? Однако стоит вспомнить, с каким недоверием было в свое время воспринято внешнее независимое оценивание знаний выпускников и сколько положительных откликов оно получило, когда реформа принесла свои плоды. Сейчас ситуация похожая. К тому же страшилки о реформах перестают быть таковыми, если знать, что в основе новаций лежит идея повышения качества образования

Реформы в сфере образования успели обрасти множеством страшилок для семей, где есть старшеклассники. Родители всерьез опасаются, что их чадам придется туго из­за новой системы распределения госзаказа на подготовку бакалавров и магистров: самих вузов станет меньше, поступить в них будет сложнее, бюджетные места безжалостно порежут.

Однако механизм распределения госзаказа, прописанный в новом Законе "О высшем образовании", не умаляет, а скорее повышает шансы украинской молодежи получить качественное высшее образование за казенные деньги.

Принцип, по которому в 2015 году будет распределено 20% бюджетных мест, а в 2016‑м — все 100%, предполагает, что бюджетные места будут "делиться" между вузами не в ручном режиме из кабинетов Мин­образования, а самими абитуриентами. Идея такова — бюджетные деньги должны идти за студентами. На практике это означает следующее. Например, все абитуриенты­политологи, успешно сдавшие ВНО и получившие бюджетное финансирование, захотят учиться, например, в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко или Национальном университете "Киево­Могилянская академия" (хотя бы потому, что, по их мнению, эти вузы готовят политологов лучше других). В этом случае Минобразования должно направить все средства, предусмотренные на подготовку по такой специальности, именно указанным учебным заведениям. Конечно, государство оставляет за собой право устанавливать общее число мест по специальностям (по всем вузам) исходя из текущих потребностей в кадрах. Но кардинально пересматривать существующие пропорции в следующем году в Минобразования не планируют.

Кроме того, новый алгоритм, действующий по принципу спроса на университет со стороны абитуриентов, даст прозрачные и убедительные аргументы профильному министерству для оптимизации вузовской сети. Хронический недобор студентов — повод для лишения лицензии и перераспределения материально­технических, финансовых и кадровых ресурсов в пользу других, более конкурентоспособных учебных заведений. Учитывая тот факт, что к 2019 году ожидается сокращение потока выпускников 11‑х классов, качество образования в оставшихся образовательных центрах от этого только выиграет.

Шаг навстречу качественным учебникам

Скандалы из-за низкого качества школьных учебников, их нехватки в школах и несвоевременной доставки уйдут в прошлое. Еще в прошлом году заработал электронный репозитарий учебников. Благодаря ему школьные педагоги получили возможность просматривать и выбирать учебники из каталога, в котором размещено уже более трех сотен наименований. Это позволяет протестировать книги на наличие ошибок. Ранее закупка учебников Министерством образования проходила без соответствующего апробационного периода. Более того, в последние годы устоялась практика, когда автор, чей учебник победил в государственном конкурсе, например для 1‑го класса, становился автоматически победителем по всей линейке учебников. Подобным кредитом министерского доверия пользовались несколько издательств ("Освита", "Генеза" и "Грамота"), приближенных к Институту инноваций и содержания образования. Это учреждение непосредственно занималось отбором учебной литературы для печати за бюджетные деньги, а также раздавало грифы.

Чтобы разрушить эту коррупционную схему, институт в конце прошлого года расформировали, а на его базе создали две новые структуры — Институт модернизации образования и Институт образовательной аналитики. Первый будет заниматься организацией конкурса на издание учебников для школ. В 2015 году это будут учебники для 4 и 7‑го классов. Предполагается, что участие в конкурсе примут профильные эксперты и учителя, представители родительских комитетов, которые смогут ознакомиться с электронной версией каждого конкурсного учебника, оценить его качество и проголосовать за тот вариант, который лучше всего подходит для подготовки школьников.

Студентов и преподавателей разгрузят

В новом учебном году студенты и преподаватели украинских университетов получат больше возможностей для самореализации. Согласно новому законодательству начиная с 2015 года на них существенно уменьшится академическая нагрузка. Вместо 900 часов в год педагоги будут работать около 600, причем ставки зарплат для них обещают пересматривать только в сторону увеличения. Сокращение количества "горловых часов" позволит больше времени проводить за научной работой, заниматься исследованиями, ездить на стажировки, которые из­за чудовищной нагрузки давно превратились в профанацию. Ведь заменить на несколько недель сотрудника вуза часто бывает некому, поэтому стажировки часто происходят только на бумаге, ради прохождения вузом министерской аккредитации.

Что же касается разгрузки студентов, то в их расписании будет меньше предметов — из него исчезнут клоны школьной программы, которые слушаются на первых курсах. Поэтому поступившие в 2015 году будут изучать за семестр не более шести предметов (сейчас их в программе 10–11).

Помимо этого студенты смогут самостоятельно выбирать 25% предметов для обучения, подгоняя вузовскую программу под свои интересы и склонности.

Такая система привносит элемент рыночной конкуренции в университеты: преподавателям придется состязаться между собой за внимание студентов, если они хотят получить дополнительные часы и деньги к зарплате. А для этого придется разрабатывать авторские интересные курсы — благо вузы получили право самостоятельно утверждать их включение в программу без "визы" Минобразования.

И наконец, с внедрением Европейской кредитно­трансферной системы оценок (ЕКТС) повысится мобильность украинских студентов. ЕКТС используется во всех странах, входящих в Болонский процесс. Поэтому украинским студентам станет проще "мигрировать" в европейские университеты, чтобы, например, поучиться там семестр­другой, а также нострифицировать в зарубежных учебных заведениях свои дипломы, полученные в отечественных вузах.

Стимул для осознанного выбора профессии

В 2015 году выпускникам придется поступать в высшие учебные заведения по новым правилам. Во‑первых, появятся двухуровневые тесты по двум предметам: украинскому языку и литературе и математике. На базовом уровне их будут сдавать все выпускники, ведь тестирование заменит итоговую аттестацию, которая ранее проходила в школах. Но если для абитуриента эти предметы будут профильными при поступлении на выбранную специальность, придется сдавать тесты продвинутые. Нововведение вызвало немалый ажиотаж. Будут ли детям по зубам усложненные задания ВНО? Зачем вообще это делать, если и без того с каждым годом результаты тестирования по этим предметам становятся все хуже?

Волнения эти можно понять, ведь новая методика расчета баллов сертификата ВНО поднимает ставки на небывалую высоту — из­за неуспешной сдачи тестирования можно остаться за бортом вступительной кампании. Ранее в условиях приема устанавливался минимальный проходной балл на уровне 124, а для профильных предметов — на уровне 140 баллов. С 2015 года Украинский центр оценивания качества образования будет руководствоваться принципом "сдал/не сдал", оценивания работу абитуриента так: если он не набрал минимальное количество баллов, установленное УЦОКО, значит, он не сдал тест и не имеет права участвовать во вступительной кампании. Показатель "сдал", то есть средний тестовый балл, который может набрать минимально подготовленный абитуриент, будет устанавливать экспертная комиссия.

Новые правила приема могут показаться драконовскими. Но они способны сделать из украинских старшеклассников, которых часто упрекают в инфантильности и привычке полагаться на помощь родителей, мотивированных целеустремленных учеников, более ответственных за свою судьбу. Перспектива лишиться права на поступление в вуз — серьезный довод в пользу прилежных занятий, осознания личной ответственности за свое будущее с юных лет. То, чего годами не могли добиться от детей их "предки" и учителя, может прийти само собой — а именно понимание простой вещи: после провала на тестах папа с мамой уже не смогут пристроить чадо хотя бы в захудалый вуз.

Более серьезного подхода к выбору профессии требует и новая система распределения заявок. Со следующего года всех абитуриентов будут зачислять в первую волну. Это означает, что каждый поступающий сможет подать не более 15 заявлений (по три заявления в пять вузов), но должен заранее обозначить приоритетность каждого из них. Изменить их не будет возможности. Поэтому думать о своей карьере и делать выбор придется максимально ответственно и осторожно. В качестве немаловажного приятного бонуса можно отметить то, что благодаря новым правилам не будет неразберихи и нервотрепки, связанной с тремя волнами зачислений. Сузится поле для махинаций и подтасовок со стороны вузов: весь процесс будет идти автоматически, а значит станет более прозрачным и понятным для всех его участников.

Восточная Европа подсядет на дистанционное обучение

Спрос на дистанционные курсы, особенно на так называемые MOOC (англ. — массовые открытые онлайн­курсы) с интерактивным участием, продолжает динамично расти. Крупнейшие ресурсы в этой области, такие как Coursera, Udacity и edX, за неполные два года после своего старта успели утроить свою аудиторию. Проект Coursera, закончивший первый год своей работы с каталогом из сотни курсов и 2,7 млн. слушателей, сегодня может похвастаться аудиторией 7,5 млн. и предлагает почти 700 бесплатных курсов (но с платными сертификатами), подготовленных профессурой Принстона, Стэнфорда, Университета Беркли и многих других. Некоторые из них настолько популярны, что на них успели записаться по 100–150 тыс. посетителей.

Одним из самых перспективных трендов отрасли являются гибридные модели — смесь онлайн­ и офлайн­обучения. По этому пути уже пошла американская MOOC­площадка Udacity, созданная в конце 2012‑го в результате расширения программ по информатике Стэнфордского университета. Начиная с 2014 года платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением: проверкой заданий, обратной связью и котирующимися в IT­среде дипломами. Развитие такого рода программ стимулируют работодатели. Сегодня на Udacity растет доля курсов, которые создаются на средства компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках, и сопровождаются их экспертами. Таким образом работодатели не только "прокачивают" своих сотрудников, но и ищут потенциально интересные кадры для найма.

Популяризации онлайн­обучения в Украине препятствуют несколько факторов. В качестве способа продвинуться по карьерной лестнице они пока не работают — отечественный бизнес еще не определился, как ему относиться к сертификатам о прохождении дистанционных курсов. Возможно, ситуация изменится, когда украинские компании сами станут инициаторами и спонсорами онлайн­обучения. Такой шаг помог бы легализации дистанционных курсов в университетах, которые пока настороженно относятся к такой перспективе.

Зато можно смело прогнозировать рост популярности электронного обучения среди украинцев в качестве приятного развивающего хобби — расширения своих знаний по истории, искусству, общественным наукам и т.д. Распространению этого увлечения сильно препятствовало недостаточное знание английского языка. Однако доля русских и украинских курсов за последний год ощутимо увеличилась, а тематика расширилась. Конечно, в масштабах той же Coursera они пока занимают весьма скромную долю — примерно 5% от всего количества позиций в каталоге (33 из 680). Однако она будет увеличиваться, если вырастет спрос со стороны русскоязычных пользователей — украинцев, граждан РФ, белорусов и т.д. А на это, судя по прогнозам компании Docebo, занимающейся электронным обучением, вполне можно рассчитывать. Согласно данным исследования E­Learning Market Trends & Forecast 2014–2016, именно в странах Восточной Европы, и в частности России, ожидается самый интенсивный рост рынка онлайн­обучения в ближайшие годы. Если в масштабах мира ожидается ежегодный рост оборота платформ с дистанционным образованием в среднем на 7,6%, то в странах Восточной Европы этот показатель будет составлять 16,9%. Большей активностью будут отличаться только жители Азии, особенно Китая — 17,3%.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Наталья Давыденко, Игорь Левенштейн, Юрий Рыбачук, Сергей Семенов, Стас Форостовец
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!