Главная Новости Досуг О новых религиях и культах
commentss НОВОСТИ Все новости

О новых религиях и культах

О том, почему возникают новые верования, о потребности в спасении и о желании стать спасителем «k:» поговорили с кандидатом философских наук, социологом научно-исследовательского Центра компаративистских исследований религии философского факультета Одесского национального университета им. Мечникова Еленой Никитченко

11 февраля 2015, 07:00
Поделитесь публикацией:
О новых религиях и культах

 

Почему возникают новые религии и культы? Какую потребность людей они удовлетворяют?

К середине ХХ века в мире усилились так называемые эсхатологические настроения, то есть ожидание "конца света". Если бы меня попросили кратко охарактеризовать мессианство в текущем столетии, это было бы по известной формуле "Хочешь спасать или спастись? Спроси меня как" или "Хочешь быть спасенным — спроси меня как". Даже Google с Яндексом знают все о мессиях и мессианстве. И тем не менее понимание нами причин появления нового в религии зависит от того, как мы определяем, что есть религия.

Издавна, оказавшись перед различными препятствиями, люди искали помощи. Кто или что может помочь решить насущные проблемы человечества? Если человек с чем-то не справляется, ему может помочь герой, обладающий способностями, которых нет у обычных людей. Вопрос в том, от чего зависят возможности героя, что его побуждает помогать человеку? Вспомним к тому же, что мифологические герои защищали людей, лавируя в стихии воль множества богов, призывая их в помощь и обходя воздвигаемые ими преграды. Затем в истории религий, а именно в иудаизме, в канун нашей эры оформляется идея собственно Мессии, богоизбранного, который выполняет только волю
одного единого Бога, и сам Всевышний его на то благословляет. А сегодня часто спаситель — это "простой супермен", который не зависит от воли Всевышнего и сам делает выбор в пользу альтруистической деятельности различного масштаба (от спасения любимой девушки или родной страны до человечества в целом).

В современном мире есть две крайности самоопределения и самореализации человека: стать незаметным и выделиться. Даже в постижении идеи мессии — спасти или быть спасенными — кто-то ищет пример героического, а кто-то — повод для геройства.

Тем не менее свободное мировоззренческое самоопределение человека рождает потребность в освобождении от необходимости спасения при помощи разного рода спасателей, и это новое в постижении мессианских идей.

Можно ли о мессианстве подробнее?

Любой человек, который находится в системе идей о закономерности наступления будущего, волнуется о том, как не ошибиться в настоящем, чтобы не омрачить то самое возможное и неизбежное будущее. XXI век, как и все предыдущие столетия истории, и предположительно будущие, дает человеку множество поводов для волнений относительно своей роли и места в этом самом будущем. Уровень проблем таков, что человек, да и человечество в целом опасается, что самостоятельно не справится с их разрешением. Мы верим или знаем, что надо правильно жить, а для чего жить правильно — ради будущего, а если ошибка — нужен спаситель, а нужен ли? Когда-то и XXI век был только предполагаемым, и наоборот, при некоторых условиях он был невозможным, но кто спасет теперь его ради продолжения рода человеческого, ради ХХ и далее веков, и нужно ли спасать?

Я бы обратила внимание на некоторые аспекты мессианизма, связанные с теми новыми религиями, которые появились или проявились во второй половине ХХ века и обладают определенными особенностями по сравнению с религиозными институциями предшествующего периода. Эти религии оказывают влияние на мировоззрение современного человечества, сами в свою очередь являясь "ответом" на специфику религиозной жизни прошлого века и сохраняя актуальность в веке настоящем. Хочу отметить, американские религиоведы часто называют эти новые религии doomsday cults, то есть "религии судного дня", тем самым подчеркивая связь этих религий с концепциями конца света и мессианством в том числе. Отметим, что мессианские идеи мы понимаем как сформированное в религиях видение будущего человечества, обусловленного природой человеческого рода, связанного с возможностью и необходимостью спасения человека мессией — спасителем, ожиданием его прихода.

Интересно то, что среди новых религий есть как те, которые собственно возникли как "новый единственно верный способ спасения" (например, Аум Синрикё), так и те, что отрицают необходимость спасения или просто не посвящены проблеме спасения человечества (например, неоязыческие религии), а также религии, которые впервые говорят о том, что путь спасения истинно указывается разными верами (например, Бахаи).

Зачем вообще нужны новые религии, если издавна действующих верований предостаточно?

А зачем нужна религия? От того, как вы отвечаете на этот вопрос, последуют варианты ответа — нужны ли новые. Например, большинство религий — это учение о спасении, но кого спасет мессия? Вот если я, изучив различные верования, опираясь на свои знания, понимаю, что меня с моим к ним отношением не спасут все известные мне религии, что мне делать? Как вариант — та религия, которая появилась не тысячу лет назад, а вот сейчас рождается вместе с моим духовным поиском. Думается, многим бы хотелось пережить и опыт апостолов, которые первыми пошли за Христом, а без "нового Христа" "новым апостолом" стать не получится и нового спасения не обрести. А ведь можно и не апостола, а посерьезней роль выбрать — главное, чтобы выбор поддержали, да и эта поддержка необязательна, сам себе апостол тоже статус.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Беседовал Семен Запорожец
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!