УКРАИНА

материалы по теме:

Стиль жизни

"Укравтодор" хочет закопать ещё миллиард

0

«Такую статистику предоставить не могу. Да и приводить ее в этом году некорректно», — так ответил «ДЕЛУ» глава «Укравтодора» Вадим Гуржос на естественный вопрос — сколько же километров дорог построила компания в 2009 году. Ранее глава «Укравтодора» заявлял, что компания планирует отремонтировать и построить 740 км дорог. Однако теперь он об этих планах не помнит. Сейчас «Укравтодор» хочет привлечь очередной кредит на $0,5-1 млрд. Несмотря на острую необходимость в средствах на покрытие долгов, глава «Укравтодора» надеется, что новый кредит все-таки будет использован по целевому назначению — для строительства дорог.

По словам Гуржоса, переговоры ведутся с рядом банков, в числе которых американский Citibank и швейцарский UBS. Однако компания не спешит соглашаться на их предложение — не устраивает стоимость ссуды. «Банки предлагают кредит минимум под 13%, тогда как мы считаем приемлемой ставку 11-11,5%, — говорит Гуржос. — Тем не менее наши специалисты ведут переговоры с банками». Привлечь такой огромный кредит «Укравтодор» может только под государственную гарантию.

В 2009 году «Укравтодор» привлек рекордную сумму заемных средств за всю историю существования. Компания наращивает свою кредитную задолженность, так как вынуждена выплачивать ранее взятые ссуды. «Укравтодор» отчитался, что за девять месяцев 2009 года получил кредиты от Ощадбанка и Укрэксимбанка на 3,8 млрд. грн., в то время как в прошлом году ссуд на внутреннем рынке не привлекал вообще. Все эти деньги до копейки, а также более 2 млрд. грн. спецфонда были направлены компанией на погашение ранее привлеченных ссуд. На эту цель пошел и самый крупный кредит «Укравтодора» в этом году — от швейцарского банка Credit Suisse на $465 млн. (по текущему курсу это приблизительно 3,7 млрд. грн.). Эти средства были использованы в начале года на покрытие части задолженности перед другим иностранным банком — Morgan Stanley.

Глава «Укравтодора» Вадим Гуржос сообщил, что не теряет надежды на привлечение ссуды на $0,5-1 млрд. еще в этом году. Но для этого правительство должно издать постановление, которым расширит предельный размер госгарантий для компании, что маловероятно. В июне этого года Кабмин уже сделал уступку «Укравтодору», увеличив компании «лимит» с 5 до 8 млрд. грн. Так что, если о ссуде удастся договориться, правительство, скорее всего, выделит под него госгарантию уже в 2010-м.

Именно возможность привлечь гарантии от государства, а также прогнозируемо высокая доходность транзакции из-за высокого риска страны делает «Укравтодор» выгодным заемщиком в глазах западных кредиторов. «Ставка по кредиту 12-13% очень выгодна для банков уровня Citibank и UBS, учитывая, что заемщик сможет предоставить госгарантию. И сбить эту цену «Укравтодору» вряд ли удастся — максимум на 0,5 процентных пункта», — считает руководитель Центра экономического и политического анализа Александр Кава.

В то же время, скорее всего, кредит «Укравтодору» выдаст Citibank. «Я не думаю, что UBS будет принимать участие в подобных сделках, — говорит собеседник «ДЕЛА» в банке. — У нас сейчас ограниченные возможности по кредитованию бизнеса, тем более в такой рисковой стране, как Украина. А вот у Citibank такая возможность есть».

Бездонная бочка

Вадим Гуржос говорит, что если компании удастся привлечь еще один кредит от зарубежного банка, то он будет потрачен на реконструкцию и строительство автодорог. «Возможно, ситуация ухудшится, и мы часть этих денег вынуждены будем направить на рефинансирование займов, но я не хочу об этом даже думать», — сказал глава автодорожной службы. Тем не менее эксперты считают такое развитие событий вполне вероятным. Получается неприятная для компании тенденция: существующий долг рефинансируется за счет более дорогих средств. К примеру, Credit Suisse в начале года предоставил «Укравтодору» ссуду по ставке шестимесячный Libor+8 процентных пунктов, что приблизительно соответствовало на момент предоставления кредита 10% годовых. Кредит же, о котором говорит Гуржос, как было сказано выше, может быть привлечен под 11-13% годовых. «Укравтодор» напоминает бездонную бочку, в которую идут и идут кредитные средства, — приводит сравнение Александр Кава. — Тем не менее «Укравтодор», в отличие от, например, «Укрзализныци» — компания с неэластичными доходами, которые формируются за счет сбора с автовладельцев и бюджетных поступлений. Так что каких-то катастрофических последствий для компании от увеличения долговой нагрузки я не прогнозирую».

Президент против

Однако если правительство все же решится предоставить «Укравтодору» очередную порцию госгарантий, можно прогнозировать, что такое постановление Кабмина будет приостановлено президентом. Виктор Ющенко уже заблокировал большую часть подобных постановлений (правда, пока они не касались «Укравтодора»). Недавно первый замглавы Секретариата президента Александр Шлапак напомнил, что в госбюджете на этот год предусмотрены госгарантии на 37 млрд. грн., а Кабмин «раздал» их уже на 52 млрд.

Именно поэтому президент Украины приостановил значительную часть соответствующих постановлений правительства и направил их на рассмотрение в Конституционный Суд Украины.

 

Автор: Владимир Вербяный

По материалам: Дело

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Jungle

Теги:

Версия для печати
99906
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus