Главная Новости Бизнес Уроки истории: от выкорчевывания каштанов в Киеве до японизации Ужгорода
commentss НОВОСТИ Все новости

Уроки истории: от выкорчевывания каштанов в Киеве до японизации Ужгорода

Муниципальные программы озеленения украинских городов существуют уже несколько столетий. И за это время не изменились подходы ни к их финансированию, ни к творческому обоснованию этих трат

6 мая 2011, 16:00
Поделитесь публикацией:
Уроки истории: от выкорчевывания каштанов в Киеве до японизации Ужгорода

Во времена Советского Союза рубли называли "деревянными". Оказывается, так именовать дензнаки стоит не только из-за специфических изображений на той валюте (одним из элементов декора были круги, напоминавшие срез дерева), но и потому что при помощи деревьев можно улучшить финансовое благосостояние или прогнуться перед начальством.

Естественно самые интересные отношения между финансами, властью и деревьями происходили в столице страны. Никто доподлинно не установит, откуда взялись в Киеве каштаны, родиной которых считают Балканский полуостров. По одной из версий сюда их привезли в ХVIII веке монахи то ли из Сербии, то ли из Черногории. Согласно более распространенной версии, "отцом" деревянного символа города стал генерал-губернатор Дмитрий Бибиков (был киевским, волынским и подольским генерал-губернатором в 1837-48 гг), который высадил каштаны на Бульварном шоссе (нынешний проспект Шевченко, а ранее – Бибоковский бульвар). Киевский градоначальник хотел угодить именно этими деревьями, "которые услаждают взор и запахом приятно" императору Николаю Первому. Но царю больше нравились тополя, и Бибикову пришлось мобилизовать своих подчиненных для того, чтобы за одну ночь каштаны выкорчевали, а в освободившиеся ямы засунули столь любимые самодержцем Populus pyramidalis (латинское название пирамидального тополя). Каштаны киевляне растащили по собственным усадьбам, где они благополучно прижились, и дали потомство.

Ни копейки городскому бюджету весь этот бедлам с деревьями не стоил. Но спустя сто шестьдесят с лишним лет ситуация изменилась. В начале третьего тысячелетия каштаны начали желтеть уже в июле, а в сентябре-октябре вторично цвести (цветы получались хиленькими, но народу нравились). На этом пункте решено было заработать. Пока биологи спорили, что убивает каштаны – некая моль (Cameraria ohridella), перебравшаяся в Украину тоже с Балкан, испорченный автомобилями воздух или соль, высыпаемая тоннами на киевскую землю для борьбы со снегом, столичные власти порешили, что, по крайней мере, на Крещатике белые каштаны необходимо заменить розовыми. Они, дескать, более устойчивы к окружающей среде. Стоить такая замена должна была недешево – один саженец нового деревца на главной улице столицы оценивался в 4000 гривен. Кроме того, планировалось установить за новыми насаждениями видеонаблюдение, чтобы хулиганы деревья не портили, и, чтобы деньги из городского бюджета были освоены. Был вариант еще интереснее – зараженным деревьям предлагалось делать "уколы" стоимостью 10 долларов, что предохранило бы их от заразы на несколько лет.

"Команду молодых профессионалов" в Киеве вовремя остановили, и реализовать каштановые планы, им было не суждено. Не получилось также поменять ели под городской администрацией. А вот во Львове все сложилось  В 1997 году на проспекте Шевченко в самом большом городе Галичины были выкорчеваны вековые тополи, а их место заняли клены. Скандал о том, что клены для львовян обошлись слишком дорого, а проспект утратил свою былую специфику, утихли после того, как городом пронесся ураган. Тополи, помнившие Швейка и Мазоха, такую стихию точно не пережили бы. А аккуратные клены устояли.

В плане же "прогиба" перед начальством Львов обогнал даже столицу. В Киеве к приезду императора сажали живые тополи, а львовское руководство к визиту в 1989 году первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева умудрилось закопать возле завода "Электрон" елки без корней. Потом об этом пел местный бард Андрей Панчишин: 

Край дороги посадили без коріння ялинки,

ще й бетоном їх залили, щоб стояли на віки.

Всю бруківку мили милом, а шампунем тротуар,

щоб блищало, як проїде генеральний секретар. 

Однако, движение по замене тополей кленами в Украине только шириться. И вот к нему же примкнул Днепропетровск. В апреле текущего года местный мэр Иван Куличенко велел 600 деревьев выкорчевать, а на их место посадить липы и клены, которые, по его мнению, являются большими долгожителями. В энциклопедию градоначальнику следует все-таки заглядывать чаще.

В Евпатории, на Красной Горке отправили в утиль тополи, скумпии и сосны. Но на этих деревянных трупиках можно было сделать деньги путем проведения туда нового водопровода для орошения. Фирму для этого процесса выбрали правильную. Ту же, которая делала предыдущий водопровод.

Предметом денежного спора сегодня  остается и сакура в Ужгороде. Это "японское" дерево, по легенде, привезли из самой страны Восходящего солнца. Хотя, на самом деле, сакура в Закарпатье появилась из Австрии в 20-ых годах прошлого века. Благодаря этой экзотической красоте, в столицу Закарпатья в апреле-мае приезжает масса туристов. Деревья-земляки самураев охраняются.

На самом деле, программы озеленения украинских городов продолжают иметь "императорский" размах. Правда, пересаживать (или перепланировать – как кому больше нравиться) приходиться чуть ли не ежегодно. Однако, с каждым таким "перепланированием" за большие деньги исчезают в Лету истории "город каштанов", "город роз" и город тополей".

Фото PHL



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Юрий Цвях
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!