Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В конце весны в Украине начался процесс либерализации рынка импорта природного газа. В рамках этой кампании вскоре Киев также активизирует процесс свободного доступа внешних участников газового рынка к отечественным ПХГ и магистральным трубопроводам. Этот сценарий будет воплощаться в жизнь под знаменами привлечения инвестиций в газотранспортную систему. Но итогом этого процесса станет потеря Украиной позиции "основного транзитного звена" между Россией и Евросоюзом.
Вчера Министерство экономического развития и торговли Украины сообщило о том, что в апреле импорт природного газа в нашу страну осуществлялся по семи контрактам. "Таможенная стоимость апрельских объемов газа, заявленных декларантами, в перерасчете на 1 тыс. куб. м составляет $296 — в первом случае, $280 — во втором-шестом случаях и $297,58 — в седьмом", — говорится в сообщении министерства. Ведомство Андрея Клюева не уточняет список импортеров, но их не так уж и сложно вычислить. Первым является НАК "Нафтогаз Украины", закупающий голубое топливо у российского "Газпрома". Вторым — трейдер ООО "Промгаз Украины", который занимается поставками газа с Марковского газоконденсатного месторождения. Остальные пять потребителей зарубежного энергоресурса, вероятно, – химические комбинаты Украины.
Как сообщали "Комментарии", "Одесский припортовый", "Ровноазот", концерн "Стирол", черкасский "Азот" и северодонецкое объединение "Азот" получили возможность закупать газ по так называемым прямым договорам 4 апреля т.г. В этот день Кабмин внес изменения в свое же постановление №163 от 5 марта 2008 г., которыми лишил НАК статуса монопольного импортера газа. Благодаря этому решению автоматически вступило в силу правительственное распоряжение №880-р от 3 июня 2009 г., которым был утвержден список перечисленных предприятий, имеющих право "закупать импортный природный газ у нерезидентов Украины".
Всех вышеуказанных импортеров (за исключением "Нафтогаза") можно назвать "техническими". В случае с ООО "Промгаз Украины" это название справедливо потому, что эксплуатируемое ею Марковское месторождение расположено на границе украинской Луганской области и российской Ростовской. В свою очередь отечественные химкомбинаты, скорее всего, импортируют голубое топливо только по документам. В действительности же они начали потреблять 12,1 млрд. куб. м азиатского газа, отсуженные фирмой Rosukrenergo у "Нафтогаза Украины".
В таких условиях НАК де-факто как и прежде остается основным импортером газа в Украину. Де-юре же госкомпания уже потеряла статус монопольного покупателя. Этот факт противоречит "Контракту купли-продажи природного газа в 2009-2019 гг.", подписанному между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины", в соответствии с которым последний является единственным импортером голубого топлива в нашу страну. Несмотря на это в РФ спокойно относятся к расширению круга покупателей газа в Украине. Возможно, это связано с тем, что в краткосрочной перспективе Москва планирует на корню выкупить всю украинскую химическую промышленность. Хотя не исключено, что таким образом в Белокаменной попросту подыгрывают давнишним планам Киева по либерализации газового рынка. Придерживаться этой стратегии украинские чиновники начали еще весной 2009 г., когда в Брюсселе прошла международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации газотранспортной системы Украины. По ее итогам тогдашний премьер Юлия Тимошенко подписала с еврокомиссарами и представителями Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, и Мирового банка "Совместное заявление", в рамках которого стороны договорились приступить к изучению и реализации проекта по модернизации ГТС.
Для того чтобы европейцы согласились вкладывать деньги в украинскую газовую инфраструктуру, Киев взял на себя обязательство "предоставлять третьим странам доступ к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регуляторного органа". При этом Украина также заявила о готовности предоставить европейским партнерам услуги нашей ГТС для транзита их газа.
Как раз в рамках этой кампании в прошлом году Верховная Рада приняла Закон "О принципах функционирования рынка природного газа", предусматривающий "равные права доступа к единой газотранспортной системе Украины и подземным хранилищам газа для всех субъектов рынка". В ближайшей перспективе это правило вполне может начать активно использоваться, при этом толчком к этому может послужить как раз начавшаяся сейчас либерализация рынка импортеров топлива.
В таких условиях любой внешний газотрейдер уже вскоре может получить право закупать газ не на границе Украина/ЕС (как сейчас), а на рубеже Украина/Россия. При этом преференции в этой сфере будут иметь как раз будущие спонсоры модернизации украинской ГТС. Сейчас уже становится очевидно, что основные средства на ремонт "трубы" Киев ждет из Москвы.
Фото PHL
Обсуждения
Новости партнеров
Новости