Главная Новости Бизнес Министр Короленко: Мы должны помочь ГМК выбраться из кризиса самостоятельно
commentss НОВОСТИ Все новости

Министр Короленко: Мы должны помочь ГМК выбраться из кризиса самостоятельно

Министр промполитики Михаил Короленко рассказал о правительственном Меморандуме о взаимопонимании с предприятиями ГМК

14 июня 2013, 19:30
Поделитесь публикацией:
Министр Короленко: Мы должны помочь ГМК выбраться из кризиса самостоятельно

 В ходе деловой конференции ABC: Ukraine&Partnersукраинское правительство огласило о том, что наконец-то подписало Меморандум о взаимопонимании с предприятиями горно-металлургического комплекса. Этот документ за полгода его подготовки оказался в определенной степени мифологизирован. В СМИ появлялись различные трактовки рабочих версий Меморандума, сводившиеся к тому, что от государства требуют больших финансовых уступок для собственников предприятий в обмен лишь на то, что те не будут сокращать свои рабочие коллективы – что важно с политической точки зрения, поскольку ГМК является крупным работодателем в восточных регионах Украины.

Однако финальная версия документа практически не содержит никаких дополнительных обязательств государства перед предпринимателями, контролирующими отрасль. Де-факто, правительство лишь подтвердило свои обязательства относительно возмещения накопившегося долга по НДС, возвращения переплаченных налогов, а также пообещало следить за тем, чтобы во время действия меморандума (до 1 июня следующего года) тарифы на электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки не увеличивались выше определенного уровня.  А вот предприятия ГМК, действительно, должны не только не сокращать число работников, но и не уменьшать объемы производства – что в условиях глобального охлаждения металлургического рынка и ориентации отечественного ГМК на экспорт осуществить не так уж легко.

Министр промышленной политики Михаил Короленко в интервью рассказал о том, зачем украинской экономике нужен этот договор, и вокруг каких его пунктов велись самые ожесточенные дискуссии с отраслевым бизнесом.

- Михаил Константинович, кто в итоге больше выиграл от этого Меморандума – государство или же собственники предприятий ГМК?

- Я бы не использовал здесь военную терминологию – выиграл, проиграл. Мы войн ни с кем не вели. Тем более с представителями ГМК – отрасли, которая, несмотря на все сотрясения последних лет, остается флагманом украинской экономики.  Скажу так – государство подтвердило свои обязательства в нынешних непростых условиях, а предприятия подтвердили, что они в этих условиях не станут предпринимать шагов, которые вызовут серьёзный резонанс в обществе.

- Какого рода резонанс? Если спрос на украинскую продукцию в мире падает, то собственники, по большому счету, вольны принимать решения и об уменьшении объёмов производства, и о сокращении персонала своих предприятий.

- Это теория, но только если очень упрощать роль ГМК для украинской экономики в целом и для отдельных регионов страны в частности.

Во-первых, конъюнктура на мировом рынке меняется, и наша отрасль ГМК должна под эти изменения подстраиваться. А значит – модернизировать свое производство, снижать себестоимость продукции. Да, мы вынуждены констатировать, что в 90-х было потеряно много времени, и сейчас модернизация должна идти очень быстрыми темпами.Но сейчас не время для разговоров, что и почему произошло. В прошлом году металлургические предприятия уже потеряли 16 млрд гривен – а это – налоги, отчисления, зарплаты.

Во-вторых, горно-металлургические предприятия являются очень крупными работодателями. В отрасли занято более полумиллиона человек.И это – уже после кризисных сокращений2008-2009 годов. Если продолжать в том же духе, то на карте Украины появятся не депрессивные поселки или районы, а целые области. Это разве вопрос только к собственникам предприятий? По-моему, это дело государственной важности.

Поймите, государство не собирается вытаскивать ГМК за уши из кризиса, но оно должно помочь ему выбраться самостоятельно.

- Однако на определенные уступки правительство все же пошло – например, запретив Укрзализныце и энергогенерирующим компаниям повышать для предприятий ГМК тарифы на свои услуги более чем на 5%.

- Временное контролируемое повышение тарифов на две статьи расходов –это что, очень жесткий ход с точки зрения интересов государства? Я так не думаю. Конечно, мы должны учитывать всех участников этой ситуации. Сейчас Укрзализныця повышает стоимость своих услуг по грузоперевозкам – для всех. Ей тоже нужно зарабатывать деньги, чтобы пополнять бюджет и оплачивать убыточные перевозки пассажиров. Однако мы не просим предоставлять ГМК какие-то скидки, и не выделяем миллиарды на удержание этих предприятий на плаву, как поступили с банками после 2008 года. Мы говорим о временном удержании тарифов в существующих рамках. Ведь давайте не забывать о том, что комплекс з крупнейший потребитель энергоносителей и услуг по перевозкам в стране, и если он станет существенно меньше потреблять – проиграют все.

- Озвучивались ли со стороны ГМК просьбы о каких-то более существенных преференциях?

- Мы с собственниками и управленцами предприятий последние месяцы дискутировали – и довольно горячо – по вопросам, которые в итоге Меморандум не предусматривает. Например, там нет пункта об освобождении ввозимого импортного оборудования для ГМК от таможенных пошлин и НДС, не освободили от пошлин на ввоз ферросплавы, это вопросы бюджетного равновесия. То есть, мы не создаём собственникам тепличные условия.Все принципиальные для нас вещи – в том числе, недопущение долгов по зарплатам – в документе есть.

- А возмещение НДС?

- Этот вопрос тоже вошел в Меморандум. Мы закрепили пункт, о том, что НДС будет возмещаться в соответствии с требованиями Закона, и этот процесс будет жестко контролироваться центральной исполнительной властью.

- На что, в итоге, рассчитывает правительство после принятия этого Меморандума?

- Мы понимаем, что глобальная экономика металлургического потребления сейчас меняется, меняется структурно и кардинально. И для нас очень важно сохранить за ГМК его важнейшую роль для экономики Украины, а не наблюдать за тем, как он превращается в чахнущего гиганта. И очень важный вопрос – развитие потребления продукции ГМК внутри страны. Сейчас мы слишком зависим от того, хотят ли покупать нашу продукцию в Европе, на Ближнем Востоке, в других регионах. Вот Китай, например, уже года с 2006 украинский прокат не берёт А надо сделать так, чтобы судьба нашего ГМК решалась не в Пекине, а у нас.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!