Главная Новости Бизнес Живительный источник банкротства
commentss НОВОСТИ Все новости

Живительный источник банкротства

На фоне оттока средств из банковской системы ряд игроков получили дополнительные возможности для наращивания депозитных портфелей 

24 сентября 2014, 00:05
Поделитесь публикацией:
Живительный источник банкротства

Банки-агенты Фонда гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) выплачивают компенсации вкладчикам обанкротившихся финучреждений и заодно привлекают их к себе на обслуживание. Однако другие участники рынка считают такой способ увеличения активов не совсем рыночным.

Новые возможности 

С начала года украинцы забрали из системы 16 миллиардов гривен и пока не намерены возвращать их обратно. Причин этому сразу несколько, однако для банкиров такая ситуация непривычна, так как обусловлена не столько экономической стагнацией, сколько политическим кризисом в стране. С началом осени банки обычно наращивают обороты по привлечению средств. Однако в этом году сомневаются в том, что им это удастся. Впрочем, финансисты не собираются пускать дело на самотек, так как им очень нужны средства. Можно предположить, что в наиболее выгодном положении окажутся банки, выплачивающие компенсации ФГВФЛ вкладчикам обанкротившихся финучреждений. Часть таких клиентских средств им удается привлечь к себе на обслуживание. "Мы работали с клиентами проблемных банков, которые получили выплаты от фонда. Для них мы прибавили 1% к нашим депозитам в гривне и 0,5% к вкладам в иностранной валюте. Сейчас эту прибавку мы предлагаем клиентам всех проблемных банков", — говорит председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов. В результате во втором квартале Укргазбанку удалось нарастить свой депозитный розничный портфель на 711 млн. грн.

Аналогичным образом привлекал средства и УкрСиббанк (приток 780 млн. грн.). "Многие вкладчики, получившие возмещение от фонда, доверили свои средства банку с иностранным капиталом, — говорит заместитель начальника департамента розничных продаж УкрСиббанка Владимир Шевченко. — Кроме того, часть клиентов, ранее забравших средства из банковской системы, вернули их нам".

Доступ к таким ресурсам имеет ограниченный круг финучреждений, являющихся агентами ФГВФЛ. В основном речь идет о крупных банках. "Сотрудничество с фондом в первую очередь обязывает банк-агент вести безубыточную деятельность, выполнять все нормативы НБУ, а также иметь собственную систему переводов, разветвленную региональную сеть, удобный режим работы. Такие банки априори интересны вкладчикам, особенно тем, которые получают гарантированные выплаты. Для банка-агента большая ответственность работать с клиентами неплатежеспособных банков — необходимо, чтобы у таких вкладчиков восстановилось доверие к банковской системе. Поэтому оправдано применение программы лояльности — некоторое повышение процентной ставки, льготы при открытии счетов, осуществлении платежей", — считает директор департамента розничного бизнеса банка "Хрещатик" Марина Нестеровская.

Стратегия удержания

Для того чтобы удержать клиентов, уже столкнувшихся с проблемами в другом фин­учреждении, банки-агенты предлагают им более привлекательные процентные ставки по депозитам. Однако другие участники рынка считают, что ставки в банке должны быть одинаковыми для всех клиентов. "Если ставка будет отличаться, это будет нарушением законодательства (в частности, требования ст. 1058 п. 2 Гражданского кодекса), согласно которому договор вклада является публичным, то есть должен содержать одинаковые условия для всех контрагентов. Понятно, что банки предлагают более выгодные условия тем вкладчикам, которые уже однажды столкнулись с проблемой возврата депозита, однако с точки зрения обеспечения равных условий для всех клиентов оформление депозитов с повышенной процентной ставкой является неправомерным", — отмечает заместитель начальника управления розничного и малого бизнеса Индустриалбанка Константин Варнин.

В результате примерно половина вкладчиков, получающих компенсацию от ФГВФЛ, размещают свои средства на депозитах в банке, который и производит выплаты. "Как правило, это категория клиентов, размер вкладов которых (на депозитных, текущих, карточных счетах, включая сумму начисленных процентов на дату принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных) в предыдущем банке не превышал 200 тыс. грн. То есть вкладчики, которые ничего не потеряли и сохранили доверие к банковской системе, — говорит вице-президент бизнеса "Персональные финансы" Диамантбанка Юрий Саенко. — Размещают свои ресурсы в банках и граждане, для которых проценты являются непосредственным доходом в повседневной жизни. Данный контингент, как правило, придает большое значение ликвидности и стабильности банка и, прежде чем оставить средства в финучреждении, которое производит выплату компенсации ФГВФЛ, изучает информацию о банке".

Дополнительная лояльность

Банкиры, которым не посчастливилось стать агентами ФГВФЛ, считают вышеописанный способ увеличения депозитного портфеля не вполне честным и конкурентным. "Выплаты действительно должны поручаться только доверенным банкам во избежание повторения ситуации с невозвратом депозита. Поскольку государство является источником выплат, оно вправе решать, каким учреждениям поручать выплату такой компенсации. Но, конечно, это не совсем рыночный способ привлечения депозитов", — считает Константин Варнин.

Однако банкиры, осуществляющие выплаты, придерживаются другого мнения.

"В ФГВФЛ существует специальная процедура, для прохождения которой и получения статуса банка-агента учреждение-претендент должно отвечать целому ряду критериев и обладать определенными конкурентными преимуществами по сравнению со своими коллегами. То есть выбор банка-агента осуществляется на основании рыночного подхода, который отсеивает менее финансово устойчивые банки", — говорит директор продуктовой лаборатории, куратор направления по взаимодействию с ФГВФЛ Фидобанка Татьяна Надточий.

Участники рынка считают, что количество неплатежеспособных банков до конца года значительно увеличится, так как сейчас многие учреждения испытывают трудности с возвратом средств и выполнением нормативов Нацбанка. Поэтому ФГВФЛ понадобятся новые агенты, которые таким образом получат возможность нарастить свои депозитные портфели.

"Работа с вкладчиками всегда была одной из ключевых задач банка. Это то, что принято называть качеством обслуживания и лояльностью клиентов. В кризисные периоды наиболее устойчивыми оказываются структуры, сумевшие сформировать существенную долю постоянных вкладчиков. Это нематериальный актив, ценность которого, увы, немногие украинские банки понимают в полном объеме, — говорит советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий. — Что касается непосредственно выплат компенсаций, то интерес к этому процессу банки проявляли всегда, понимая, что с его помощью можно нарастить депозитный портфель и клиентскую базу. Банки и в дальнейшем будут конкурировать между собой за право выплачивать компенсации фонда. Впрочем, я не жду от системы массовых банкротств, поэтому со временем актуальность этой темы будет снижаться".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Александра Васильева
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!