Главная Новости Бизнес Когда счастье не в деньгах
commentss НОВОСТИ Все новости

Когда счастье не в деньгах

Производители денег процветают преимущественно за счет диверсификации своего бизнеса

18 декабря 2014, 00:39
Поделитесь публикацией:
Когда счастье не в деньгах

Известная поговорка "О чем бы мы ни говорили, мы всегда говорим о деньгах" при всей своей гиперболизации очень близка к истине. Деньги заслуживают и разговора о самих себе. В частности, об их производстве. Это бизнес специфический, и преуспевают в нем либо те, кто обслуживает большое количество клиентов, либо те, кто параллельно с выпуском денег производит другие виды продукции.

Кто делает деньги, или почем фунт стерлингов

Сегодня в мире существует около 180 валют, обслуживающих 250 стран и территорий. Далеко не каждая страна имеет собственную валюту. Так, например, евро в ходу в 27 странах, а американский доллар — в 21. Австралийский доллар, восточно-карибский доллар и франк африканского валютного сообщества (КФ ВСЕАО) служат валютой для восьми стран каждый.

Точно так же далеко не каждая страна сама выпускает свою валюту. Печатание денег — дело дорогостоящее и не очень выгодное.

Крупные мировые державы — США, Китай, Россия, Япония и ряд других — производят свою валюту самостоятельно, причем исключительно силами государственных предприятий. Но множество стран размещают заказы своих центробанков в компаниях других стран, в том числе частных. Всего сегодня в мире функционирует около семидесяти организаций, занимающихся производством денег, а также материалов и оборудования для него. Четыре десятка из них чеканят монеты и печатают банкноты. Остальные производят только бумажные деньги.

Еще несколько десятилетий назад частных компаний по выпуску бумажных денег было больше, но на сегодня после многочисленных слияний и поглощений их осталось очень мало. Финансовые результаты их деятельности полностью зависят от контрактов с государствами. Достаточно лишиться пары крупных клиентов — и с прибылью можно попрощаться. Поэтому у компаний на этом рынке есть только две стратегии долгосрочного выживания: диверсификация клиентской базы — чем больше клиентов, тем меньше каждый из них влияет на прибыль и диверсификация производства — когда печать денег это лишь один из видов бизнеса в крупном холдинге.

Наиболее известный в мире частный производитель банкнот — британская компания De La Rue. Она выпускает различные документы, голограммы для банковских карт и прочую защищенную продукцию (35–40% выручки), но в основном придерживается первой стратегии: среди ее клиентов центральные банки полутора сотен стран. Самый главный клиент, конечно, Банк Англии: De La Rue имеет монопольный контракт на печатание британского фунта. Впрочем, этот контракт истекает в 2015 году, и пока нет ясности, кто получит новый заказ — De La Rue или кто-то из ее конкурентов.

За одиннадцать лет действия нынешнего контракта с Банком Англии De La Rue напечатала около 11 млрд. банкнот, из которых около 3,1 млрд. штук находятся в обороте. Их общая номинальная стоимость примерно 60 млрд. фунтов. Всего компания производит 150 видов банкнот для других государств. В их числе и новообразованные, и постреволюционные государства — в частности, Южный Судан, появившийся на карте мира летом 2011 года, и Ливия, которая после переворота осталась без национальной валюты.

Один из немногочисленных конкурентов De La Rue — швейцарская компания Orell Fussli, эксклюзивный производитель швейцарских франков. Эта компания — пример приверженности второй стратегии. Подразделение Orell Fussli Security Printing, печатающее деньги с 1911 года, принесло в 2013 году лишь 27% выручки холдинга. Основной доход швейцарская компания получает от собственных книжных магазинов (40% выручки), а также от производства и продажи промышленного печатного оборудования (29% выручки).

Мощный источник доходов от производства евро имеют четыре частные компании — Giesecke & Devrient (Германия), Oberthur Fiduciaire (Франция), Koninklijke Joh. Enschedе (Нидерланды) и все та же De La Rue. Каждая из них имеет контракты с несколькими странами — от четырех у De La Rue до десяти у Koninklijke Joh. Enschedе (многие страны делят заказ между несколькими производителями). Следует отметить, что выручка компании G&D от банкнотного направления значительно превышает выручку De La Rue. Но львиную долю этих доходов приносит не только печатание евро, но еще и поставка другим компаниям и центробанкам специальной "денежной" бумаги.

В производстве банкнот задействовано еще много компаний: производители пластика, различных пленок, голограмм, специальных металлических нитей, краски для печати. К этой же отрасли можно отнести дизайнеров банкнот, поставщиков машин для печати, аппаратов для уничтожения ветхих купюр и машинок для пересчета денег, охранные агентства. Почти все эти предприятия — частные, несмотря на то что участвуют в очень чувствительном бизнесе, затрагивающем интересы государств и миллиардов человек.

Как делаются деньги

Поскольку основную массу наличных денег составляют банкноты, рассмотрим процесс их производства детально. Сегодня денежные знаки печатаются не только на бумаге, но и на металле, пластике и шелке. Процесс изготовления бумажных денег — сложный, длительный и дорогой. Он делится на две стадии: создание оригинала нового денежного знака, включая изготовление печатного проекта, и печатание тиража.

Самый сложный и трудоемкий этап в технологии изготовления денег — это создание образца нового денежного знака. На основании пожеланий заказчика создается эскиз. Он разрабатывается с учетом технологических возможностей печатного производства, применения методов защиты от подделки. Принадлежность денежного знака государству отражается через символику: герб, национальные орнаменты, рисунок-гравюру и соответствующий текст. Чем выше номинал, тем разнообразнее и сложнее рисунок и больше размер купюры.

С эскиза готовится печатный проект и оригинальные печатные формы. Для печатания бумажных денег, как правило, применяется несколько способов печати: типографская, офсетная, орловская, металлографская. Денежные билеты изготавливаются путем последовательного наложения нескольких печатей. Подложечный (фоновый) рисунок печатается, как правило, орловским и офсетным способами, основной рисунок на крупных купюрах — металлографией, на мелких — офсетом. Отпечатанные оттиски денежных билетов поступают на машины для нумерации методом высокой печати. На билете печатается один или два номера, состоящие из двух литер и семизначного номера. Нумерация необходима для учета выпущенных билетов, определения предприятия, рабочего места, времени изготовления каждого денежного знака.

Для печати денег используется бумага высокого сорта, обладающая высокими потребительскими и техническими свойствами, любая другая бумага считается непригодной для эксплуатации. Ведь именно от качества бумаги зависит износоустойчивость будущих банкнот. Деньги каждый день подвергаются многочисленным манипуляциям: их берут в руки, мнут, пересчитывают, кладут в бумажники и т.д. Поэтому при изготовлении купюр особое внимание уделяют их износо­устойчивости. Затраты на производство бумажных денег велики, и они могут быть снижены, если купюры будут дольше обращаться, не теряя своего первоначального внешнего вида. По подсчетам специалистов, период обращения до износа мелких купюр составляет от пяти до восьми месяцев, а крупных — до пяти лет.

Главным защитным элементом всех купюр являются водяные знаки. Такие знаки помещают на бумагу в середине процесса ее изготовления, они защищают ценные бумаги от подделок. Водяные знаки бывают разные: в виде рисунков или портретов, что требует приготовления определенного клише. Денежные знаки почти всех стран (кроме США) являются многокрасочными, в среднем десять красок. С увеличением номинала красочность растет.

Экономика денежного бизнеса

Как видим, денежный бизнес имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от бизнеса обычного. Производители денег не могут сами определять, сколько продукции им выпускать, и стремиться к наращиванию показателей. Сколько выпускать долларов, решает Федеральная резервная система США, сколько евро — Европейский центральный банк, по национальным валютам — центробанки государств или аналогичные им структуры.

Лучше всего себя, конечно, чувствуют государственные предприятия в тех странах, где они монопольно печатают банкноты и чеканят монеты национальной валюты. Помимо гарантированной поддержки из госбюджета они имеют возможность зарабатывать и на заказах, так сказать, со стороны. Например, российский Гознак печатает все российские бумажные рубли и производит "денежную" бумагу для них. Кроме того, фабрики в Москве, Петербурге, Краснокамске и Перми выполняют заказы для центральных банков Ливана, Йемена, Гватемалы, Индонезии, Китая, Нигерии и других стран. В общей сложности оборудование фабрик Гознака позволяет производить до 7 млрд. банкнот и 11 тыс. т банкнотной бумаги ежегодно. Дело это выгодное: за 2012 год предприятие заработало 6,45 млрд. рублей чистой прибыли при выручке 45,9 млрд. рублей. Но при этом нужно учитывать, что в эти суммы входят выручка и прибыль от другой деятельности Гознака: изготовления почтовых и акцизных марок, защищенных бланков и пластиковых карт, монет и значков и многого другого. Даже муляжей государственных наград для тех, кто не хочет рисковать, надевая настоящие ордена и медали. Но выпуск наличных денег — основная работа Гознака.

А частные компании усердно раскладывают яйца по разным корзинам и ведут борьбу за заказчиков. Giesecke & Devrient с годовым оборотом 1,75 млрд. евро помимо печати банкнот усиленно занимается, в частности, новейшими технологиями в сфере смарт-карт. Кстати, всем известную симку для мобильных телефонов изобрели именно инженеры этой компании. В этом сложном синтетическом бизнесе, безусловно, есть экономическая привлекательность. Иначе вряд ли бы Oberthur Fiduciaire в 2010 году захотела (правда, безуспешно) приобрести контрольный пакет акций De La Rue за $1,4 млрд. И еще один пример бурной и динамичной жизни на рынке производства денег. В этом году De La Rue проиграла борьбу за контракт стоимостью 1 млрд. фунтов стерлингов: Банк Англии заключил договор на поставку пластика для новых денег (а они будут печататься на пластиковой основе) с австралийской компанией Innovia, мировым лидером в области пластика для банкнот.

И хотя всем известно, что деньги любят тишину, на их производстве всегда достаточно шумно.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Семен Запорожец
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!