Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Прагматичность деловых отношений, а не конфронтация – залог экономического успеха Украины. Яркий пример – экономика Харьковской области. Еще недавно губернатор Слобожанщины Игорь Балута планировал полностью переориентировать предприятия области на нужды Украины вместо российского рынка. Однако, как показала жизнь, отказ от экспорта в РФ для Харьковской области обернется многомиллионными потерями.
Прокрустово ложе ВПК
В планах главы области была загрузка завода им. Малышева (выпуск 200 единиц БТР-4) и 12 других предприятий "Укроборонпрома" заказами почти на полмиллиарда гривень.
"Мы максимально постарались перевести эти заказы на территорию Харьковской области, потому что у нас есть для этого все основания", — обозначил планы Балута.
На кону была сумма в 400 млн. грн. Но на Харьковщине, к сожалению, осядет только небольшая часть этих средств. Комплектующие из России, которые необходимы для выполнения заказа, предсказуемо стали дефицитом. Кроме того, Украина переходит на стандарты НАТО, а это значит, что в стоимости техники от 60% до 80% отныне будет приходиться на импорт из стран-партнеров Евро-Атлантического блока. Из Германии будут поставлять электронику, из Франции — коммуникаторы, из Италии — двигатели IVECO, из США и их сателлитов — подвески Ford и другой тюнинг. Харьковским промышленникам достается лишь черновая работа с бронеплатформой и конвеерная сборка. То есть, из 400 миллионного заказа харьковской промышленности останется всего от 80 до 160 млн. грн. Да и то еще часть денег нужно отдать металлургам Запорожья или Днепропетровска.
В итоге госпредприятие "Укроборонпром" передало Национальной гвардии партию бронетранспортеров БТР-4Е на сумму около 400 млн. грн. Но инвестиции в "оборонку" не смогли стать полноценной финансовой компенсацией потерянному российско-украинскому товарообмену.
Порознь не лучше
В Харьковской области сосредоточено огромное количество предприятий, которые ориентированы на российские рынки. Потеря этих экономических связей уже негативно сказалась на химпроме, сельском хозяйстве и производителях стройматериалов. Убытки крупнейших заводов области и вовсе исчисляются десятками миллионов долларов.
ГП Завод "Электротяжмаш", который выпускает турбогенераторы для тепловых и атомных электростанций, электродвигатели для приводов прокатных станов, шахтные подъемник, буровые установки и т.д., после аннулирования заказов из РФ потерял $41 млн. $. ЧАО "Хартрон", который производит системы управления для ракетно-космической техники, — $ 7,1 млн. $. У ЗАО Завода "Южкабель" (крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине) две трети партнеров находятся на территории России. После того как заказы были аннулированы, он недополучил $ 12,4 млн. Харьковский подшипниковый завод, который поставляет свою продукцию на атомные и тепловые электростанции, нефтяные месторождения и угольные шахты, недосчитался $ 4,4 млн. Главная научная организация энергомашиностроительного комплекса Украины ОАО Турбоатом лишилась $ 7 млн. Харьковский авиационный завод, выпускающий АН 140, АН 74, АН 72 — $ 20,1 млн.
Общая сумма экономических потерь только лишь крупных предприятий области составляет $ 92,4 млн. Но одними убытками разрыв связей с Россией для области не ограничился. "Кондиционер" (НИИ и завод), "Серп и молот", Харьковский завод тракторных двигателей, Харьковский завод "Радиодеталь" прекратили свое существование.
К счастью, конфликт интересов Украины и России ударил по многим, но не всех добил. "Основными предприятиями-экспортерами в Харьковской области являются ОАО "Турбоатом", ГП "Электротяжмаш", ФилипМоррисУкраина, "Харьковский плиточный завод", Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", ЗАО "Харьковская бисквитная фабрика". Эти предприятия не привязаны к одному поставщику и продолжат свою деятельность в нормальном режиме", — уверила директор Департамента по повышению конкурентоспособности региона Харьковской областной государственной администрации Юлия Светличная.
На круги своя
Харьковская область всегда отличалась высоким уровнем специализации и концентрации промышленности. Ее экономика формировалось в связи с несколькими факторами. Свою роль сыграла угольно-металлургическая база Донбасса и Приднепровья, до которой подать рукой. Но ее развитие стимулировала и близость к российским рынкам сбыта. Партнерство с РФ тут преодолело вековой рубеж. Именно благодаря северным соседям на Харьковщине был создан ведущий украинский комплекс энергетического, электротехнического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.
Степень вовлеченности населения в промышленность в харьковской области выше среднего показателя по Украине. Сегодняшние реалии и близость к зоне АТО добавили к демографической картине свой штрих. Сейчас в области количество временно-перемещенных лиц — одно из самых критичных по стране. При такой занятости и населенности, любые попытки властей влиять на производство, а значит, и сокращать рабочие места, могли закончиться социальным взрывом. Поэтому разрыв инфраструктурных связей региона с Россией оказался невозможным и губительным.
Власти Харьковской области встали перед выбором. Они должны были или открыть экономические шлюзы, или получить еще один очаг нестабильности. Региональные лидеры выбрали первое, и пошли на попятную.
"На сегодняшний день 46% экспорта Харьковской области поставляется в Российскую Федерацию, — успокаивает Светличная. — Никто не говорит, что нужно прекращать торговлю с Россией. Предприятия, которые завязаны на российский рынок, продолжают поставлять туда свою продукцию".
Обсуждения
Новости партнеров
Новости