Главная Новости Бизнес Одесса при портах
commentss НОВОСТИ Все новости

Одесса при портах

 Потерю страной рынка транзитных перевозок на 9% по сравнению с 2013 годом можно объяснить разве что вредительством 

11 февраля 2015, 23:12
Поделитесь публикацией:
Одесса при портах

Директор департамента экономического развития Одесской областной государственной администрации Олег Муратов регулярно встречается с журналистами. На этих брифингах он без устали произносит один и тот же рефрен, смысл которого кроется всего в одном тезисе: по сравнению со всей остальной Украиной экономика Одесской области сохранилась еще ничего.

Так в конце 2014 года Олег Михайлович заявил, что по стране падение ВВП, по разным прогнозам, составит от 6% до 9%. Одесчина, мол, должна выйти "на ноль". А в сельском и портовом хозяйствах региона вообще наблюдается рост экономики.

Баланс интересов

Впрочем, если абстрагироваться от реляций чиновников, и воспользоваться цифрами, которые предоставляет официальный сайт Одесской ОГА, можно увидеть, что, например, индекс промышленного производства области, который составлял еще в январе 2014 года 118,8%, по итогам года сократился до 99,5%.

По сравнению с январем-декабрем 2013 года за аналогичный период 2014-го рост наблюдается всего в трех сферах. А именно, в производстве продуктов питания и напитков (+13,7%), в поставках электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (+9,5%, надо поминать в основном за счет значительного роста цен на энергоносители), в изготовлении изделий из дерева и производстве бумаги (+5,1%).

В основных индустриальных отраслях наблюдается спад: машиностроение (-6,5%), изготовление пластмассовых изделий и другой неметаллической минеральной продукции (-13,1%), производство химической продукции (-15,2%), легкая промышленность (-15,8%), выпуск металлических изделий (-22,1).

И за каждой цифрой скрывается группа предприятий со своими, часто надуманными проблемами. Возьмем, к примеру, флагман (скорее всего, уже бывший) химической промышленности Украины – госпредприятие Одесский припортовый завод (ОПЗ). Одно из крупнейших отечественного химпрома производит жидкий азот, диоксид углерода, жидкий кислород и сернокислый натрий.

Но главные преимущества ОПЗ скрываются в его логистической инфраструктуре. Предприятие имеет морской терминал для перевалки экспортной химической продукции. Является монополистом в Украине по приему, охлаждению и перегрузке аммиака

Но что самое важное, завод является конечным пунктом уникального аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса. На пути следования трубопровода расположены химзаводы "Стирол" (Горловка) и "Тольяттиазот" (Тольятти, Россия).

До кризиса 2008 года Украина производила свыше 5 млн. т аммиака и занимала на мировом рынке этого продукта около 8%. Но даже после того, как экспортные позиции государства были утеряны, наша страна продолжала зарабатывать на транзите, хранении и перевалки аммиака. Так, Россия, которая занимает около 20% мирового экспорта этого продукта, основную его часть всегда транспортировала по нашей трубе.

ОПЗ очень зависим от стоимости газа. И постепенное подорожание голубого топлива плюсов рентабельности завода не добавляет. Так, уже в 2013 году предприятие увеличило чистый убыток в 9,9 раза по сравнению с 2012 годом – до 1,143 млрд. грн. За 10 месяцев прошлого года  завод понес убытки на уровне 126 млн. грн.

Главные трудности заводу в прошлом году создала остановка поставок российского газа. С июня месяца предприятие получало энергоноситель по реверсу из Венгрии. Но осенью прекратились и они.

В декабре прошлого года несколько сот сотрудников ОПЗ провели акцию протеста, требуя восстановления экономических связи с Россией, из-за потери которых завод вынужден работать на 30% мощности. Хотя руководство предприятия вскоре и поспешило опровергнуть сам факт рабочих волнений, что будет с предприятием, если власти не смогут договориться о нормализации поставок газа с РФ, вопрос скорее риторический.

Грузим сырье

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), за 2014 г. объем грузопереработки в морских портах нашей страны составил – 144 млн. 866 тыс. т. По сравнению с прошлым годом прирост свыше 100% показали и порты Одесской области: Измаильский, Ильичевский, Одесский, Ренийский, Белгород-Днестровский, "Усть-Дунайск" и "Южный". Но при этом прирост достигнут исключительно за счет перевалки зерновых и рудных грузов.

Во-первых, повезло, что в стране собрали большой урожай. А горно-обогатительные комбинаты (ГОК) уже несколько лет стремились нарастить экспорт железорудного сырья (ЖРС).

В прошлом году рост вывоза полуфабрикатов позволил перекрыть потери портов от падения объемов транзита и сокращения контейнерных перевозок. Последний – самый перспективный и выгодный вид перевозок. И его сворачивание примерно на 12% свидетельствует об отсутствии сегодня платежеспособного спроса среди населения Украины.

А вот потеря страной транзитных перевозок еще на 9% по сравнению с 2013 годом можно объяснить скорее вредительством.

Несмотря на то, что, например, Россия уже много лет придерживается стратегии: свои грузы – своим портом. Тем не менее, там, где это было возможно, весь российский транзит плавно перетек из украинских портов в прибалтийские гавани. И это несмотря на признания в любви к официальному Киеву и неприятии не менее официальной Москвы со стороны руководителей Латвия, Литвы и Эстонии.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Емельян Добрынин
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!