Главная Новости Бизнес Приватизация в Украине терпит крах: государство не может продать свое имущество
commentss НОВОСТИ Все новости

Приватизация в Украине терпит крах: государство не может продать свое имущество

Приватизация – это способ избавиться от убыточного имущества, выручить за него деньги в бюджет, а в перспективе – получать налоги с эффективного собственника.

22 октября 2017, 22:34
Поделитесь публикацией:
Приватизация в Украине терпит крах: государство не может продать свое имущество

В условиях Украины этот процесс послужил причиной многих коррупционных скандалов.

2018-й — год наполеоновских планов

Согласно проекта Государственного бюджета Украины на 2018-й год, в Кабинете Министров планируют реализовать государственное имущество на 22,5 млрд грн. Вырученные от приватизации деньги хотят перечислить в общий фонд госказны.

По словам заместителя министра экономического развития и торговли Украины Максима Нефедова, в государственной собственности сегодня пребывают 3500 предприятий, что дает государству долю в национальной экономике в 15,8%. И эти предприятия условно делятся на несколько групп:

1) 900 предприятий, которые, по словам замминистра, "продать нужно прямо сейчас";

2) 1250 предприятий, которые уже не функционируют, но имеют активы в зоне проведения АТО или Крыму;

3) стратегические предприятия, которые в ближайшее время продаваться не будут.

В список предприятий, которые "нужно продать прямо сейчас", согласно плану приватизации-2018, попали "Одесский припортовый завод", "Центрэнерго", "Турбоатом", шесть энергетических компаний – "Запорожьеоблэнерго", "Николаевоблэнерго", "Тернопольоблэнерго", "Харьковоблэнерго", "Хмельницкоблэнерго", "Черкассыоблэнерго", Николаевская, Днепровская, Херсонская ТЭЦ, "Аграрный фонд", "Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины" и ряд объектов малой приватизации. За них в совокупности в Фонде государственного имущества и планируют выручить 22,5 млрд грн.

Несколько особняком стоит национализированный в декабре 2016 года "ПриватБанк", приватизация которого, по словам его теперь уже экс-председателя правления Александра Шлапака, может начаться в 2018 году.

Об интересе к приватизации ПриватБанка даже успели заявить в Европейском банке реконструкции и развития, правда, при выполнении определенных условий.

приватизация госимущества

Однако, в целом, амбициозные планы Фонда государственного имущества, касаемо реализации госимущества на 22,5 млрд грн, выглядят более чем утопично. Прежде всего потому, что за последние три года вместо ожидаемых полутора десятков миллиардов гривен удалось выручить в лучшем случае несколько сотен миллионов.

Приватизация 2014-2017: один сплошной провал

После смены власти приватизационный процесс в Украине фактически зашел в тупик. По мнению представителей нынешней власти, причиной этому послужили те негативные процессы, которые были вызваны агрессией России в Крыму и началом боевых действий на Донбассе. Российская агрессия в Украине спровоцировала резкое падение украинской экономики и снижение привлекательности Украины, как объекта инвестиций для внутренних и внешних инвесторов. Естественно, что не нашлось покупателей и на приватизируемые предприятия, вернее находились, но, на так называемые объекты малой приватизации, за которые выручить много просто невозможно.

По итогам 2014 года в Государственный бюджет удалось перечислить от приватизации 466 миллионов гривен вместо запланированных в начале года 17,1 млрд грн. "Спасая лицо", Кабмин в ноябре 2014 года снизил план поступлений от приватизации до 363 миллионов гривен, так что план за год формально был даже перевыполнен.

Те же 17 миллиардов гривен правительство поставило целью в 2015 году, но вновь он не был выполнен, бюджет получил лишь 151 миллион гривен.

Несколько лучше сложилась ситуация в 2016 году, Фонду госимущества удалось реализовать госпредприятий на 331 миллион гривен, правда, по состоянию на 1 января 2017 года, покупатели перечислили только 188,9 млн грн. По сравнению суммой в 17,1 млрд грн, которую запланировали выручить от приватизации, это был несомненный провал.

Не лучше обстоят дела и в 2017-м году: за январь-сентябрь 2017 года ФГИУ продал 107 объектов малой приватизации более чем на 112 млн грн, и хотя, как заявляла пресс-служба ведомства, этот показатель вдвое превысил показатель за аналогичный период 2016 года, в любом случае — это капля в море.

Наиболее зримыми свидетельствами неудачной приватизации, пожалуй, можно считать попытки продать Одесский припортовый завод — один из крупнейших производителей аммиака, карбамида и азотных удобрений в мире.

Впервые его продали еще в 2009 году, покупателем стала компания "Нортима", подконтрольная группе олигарха Игоря Коломойского "Приват", которая предложила за объект 5 миллиардов гривен. На то время это был эквивалент более чем 600 миллионов долларов. Но результаты конкурса признали недействительными и продажу завода отложили. "Нортима" решила судиться. На сегодня она проиграла суды первой инстанции, то есть велика вероятность того, что спор разрешится до очередной попытки приватизации.

В 2016 году государственный пакет акций ОПЗ в 99,567% выставлялся на торги дважды — летом и в декабре, но оба раза на предприятие так и не нашлось покупателей, хотя стартовую стоимость предприятия и снизили с 527 до 202 миллионов долларов.

По мнению ФГИУ, покупателей отпугнули негативная ценовая конъюнктура на мировых рынках минеральных удобрений, убыточная деятельность завода (в первом квартале 2016 года ОПЗ получил чистый убыток 418,6 млн грн), наличие большой задолженности предприятия, в том числе перед Group DF Дмитрия Фирташа (193 миллиона долларов задолженности за поставленный на предприятие природный газ).

Не обошлось и без политики: НАБУ арестовало двух руководителей завода по подозрению в растрате 205 миллионов гривен, принадлежащих предприятию. Михеил Саакашвили, в то время губернатор Одесской области, обвинил задержанных в том, что они перекачивали деньги с ОПЗ в компании близкие к лидерам "Народного фронта". Позднее он также обвинил в причастности к хищениям на заводе представителей Блока Петра Порошенко. Во многом с этого момента начался процесс ухода Саакашвили в оппозицию к президенту Петру Порошенко, закончившийся акциями протеста под Радой.

Тем не менее ФГИУ не оставляет попыток продать ОПЗ, так, согласно плана-графика продаж объектов госсобственности на 2017 год, реализовать Одесский припортовый попытаются еще раз в декабре. Тогда же фонд намерен предпринять вторую попытку продажи блокирующих пакетов по 25%+1 акция ПАО "Донбассэнерго", "Одессаоблэнерго" и "Сумыоблэнерго", торги по которым проводились 16 августа и провалились.

ФГИ также планирует в октябре продать 99,93% акций ЧАО "Днепровская ТЭЦ", в ноябре – 99,83% ЧАО "Херсонская ТЭЦ" и 68,01% ПАО "Запорожский алюминиевый комбинат" (ЗАлК), а в декабре – 99,99% ОАО "Ориана".

Между тем, управляющий директор ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Франсиз Малиж успел охарактеризовать украинскую приватизацию как провальную.

"Результатов (приватизации) нет. И это один из самых больших провалов", – констатировал он в интервью журналистам в кулуарах форума UkraineSilkRoadTradeFinance по вопросам торгового финансирования, организованного ЕБРР и "Укрэксимбанком" в Киеве.

Ставка на новые правила игры и нового "продавца"

Несмотря на столь разгромную оценку ЕБРР, в Украине по-прежнему ставят амбициозные планы, надеясь выручить от приватизации даже больше чем невыполненные планы в 2014-2017 годах – 22,5 млрд грн. Возможно потому, что ставка делается на новые правила приватизации и нового главу Фонда госимущества.

В сентябре в Верховную Раду поступил законопроект №7066 "О приватизации государственного имущества", согласно которому, приватизация должна будет проходить по-новому. Теперь приватизация будет лишь большая — со стоимостью объектов свыше 250 миллионов гривен, и малую — менее 250 миллионов.

Для проведения большой приватизации планируется привлекать международные компании с известным именем для оценки объекта приватизации, привлечения и поиска покупателей, а также инвесторов, что сделает процесс более прозрачным.

Также будет сокращено время на большую приватизацию – с нынешних 2 лет до 1 года, а также введено ограничение на обжалование результатов приватизации в 3 года для большего спокойствия инвесторов.

Малую приватизацию планируется проводить, в том числе, через электронные площадки системы ProZorro, при этом сократив продолжительность процедуры их приватизации с нынешних 9-12 месяцев до 4-5.

Также ФГИУ возглавил новый руководитель с приставкой "и.о." Виталий Трубаров.

Личность нового "главного приватизатора" довольно неоднозначна: с одной стороны — он несомненно опытный управленец в отрасли приватизации государственного имущества, в 2003-2006 годах возглавлял региональное отделение ФГИ в Донецкой области, затем работал в Донецком областном совете и налоговой инспекции в Донецке, в 2010-2015 годах стал сначала заместителем, а затем начальником регионального отделения ФГИ по Киеву, в 2015-2017 годах Трубаров был помощником главы ФГИ, а затем главным специалистом отдела координации деятельности структурных подразделений ФГИ.

С другой стороны, издание "Главком" сообщает о сомнительных связях нового главы ФГИУ. Так, Трубаров в начале 2000-х был весьма близок к "донецким", будучи собственно уроженцем города Макеевка, руководил донецкой ячейкой "Народно-демократической партии" и ее молодежным крылом и даже на выборах 2002 года получил 214 место в списке тогдашнего пропрезидентского (Леонида Кучмы) избирательного блока "За единую Украину!". После победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году переехал в Киев и был назначен заместителем, а затем начальником регионального отделения ФГИ по Киеву.

Также, по информации издания, против подобного назначения выступал министр юстиции Павел Петренко, как несоответствующего украинскому законодательству. Действительно, согласно Закону о Фонде госимущества, в случае отсутствия председателя ФГИУ его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей. Вместо этого правительство доверило эту миссию Трубарову, руководителю аппарата Фонда. По словам бывшего главы ФГИ Александра Бондаря, последствия будут далеко идущими — все договоры, которые подпишет Трубаров, в будущем признают нелегитимными и ничтожными. "На большой приватизации можно поставить крест, поскольку каждый договор (в дальнейшем) может быть отменен", — объясняет экс-чиновник.

Большая распродажа: польский опыт

Как показывает пример соседней с Украиной Польши, приватизация может оживить национальную экономику и стать для государства источником постоянных доходов в виде дивидендов от деятельности предприятий.

Путь приватизации идентичный украинскому прошла Польша: в 1990 году правительство начало программу малой приватизации объектов торговли и сферы услуг, позднее началась приватизация крупных предприятий как путем ваучеризации, так и продажи государственных предприятий инвесторам. В случае, если предприятия не интересовали инвесторов, польское правительство не стеснялось ликвидировать нерентабельные предприятия, требовавшие финансирование из государственного бюджета.

Таким образом, с 1990 по 2015 годы в Польше были ликвидированы почти 2 тысячи бывших госкомпаний, а 6 тысяч государственных предприятий за этот же период были отданы в частную собственность.

Всего за период с 1990 по 2015 год из почти 8,5 тысяч госпредприятий под прямым управлением государства в Польше остались — 41, 19 из них работают, миноритарный пакет акций сохранился в 346 предприятиях, а мажоритарный — в 47, что привело к снижению доли государства в валовом внутреннем продукте с 81,2% в 1990 году до 17,3% в 2015 году.

За годы приватизации бюджет Польши пополнился 45,6 млрд дол. от реализации госсобственности, кроме того, около 12 миллиардов долларов было перечислено в бюджет за счет дивидендов, уплаченных предприятиями с пакетом акций государства по итогам 2015 года.

Также приватизация помогла развить новые отрасли для польской экономики, так, одним из способов реализации крупных промышленных предприятий была реализация части акций на фондовой бирже, что в итоге дало толчок к развитию Варшавской биржи (ныне – одна из ключевых бирж региона, капитализация — 225 млрд евро).

Вместе с тем в руках государства остались контрольные пакеты акций предприятий ряда отраслей, которые относятся к стратегическим в национальной экономике — это гражданская авиация, военно-промышленный комплекс, электроэнергетика, транзит газа, нефтепереработка.

Сможет ли Украина повторить, а в идеале и превзойти опыт соседа — вопрос остается открытым, но пока причин для оптимизма особо не наблюдается.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!