Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В письме Отнопенко отмечает, что сегодня в который раз активизировались настойчивые попытки определенных сил сомнительным, с правовой точки зрения, способом добиться принятия парламентом законов, которые предусматривают кардинальное реформирование судоустройства Украины, статуса судей, судопроизводства.
Речь идет, в первую очередь, о внесенных 27 декабря в 2006 г. Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О судоустройстве Украины” (регистр. № 2834) и “О внесении изменений в Закон Украины “О статусе судей” (регистр. № 2835).
2 апреля в 2007 г. Президент Украины отзывал отмеченные законопроекты, обосновав свое решение, во-первых, необходимостью изучения еще до их принятия выраженных Верховным Судом Украины, органами судейского самоуправления, юридическими общественными организациями, ведущими учеными замечаний концептуального характера; во-вторых, невозможностью взвешенного и юридически обоснованного подхода к рассмотрению этих проектов в ситуации, когда реформирование судебной системы превратилось в излишне политизирующий процесс. В своем письме к Верховной Раде Украины Президент Украины выразил опасение, что при таких обстоятельствах цель осуществления судебной реформы может быть существенно искривлена и свестись к попытке некоторых политических сил взять суды под политический контроль, который угрожает нарушению конституционного принципа деления власти и независимости суда.
В письме отмечается, что вместо этого 3 апреля в 2007 г., после того, как Президент Украины 2 апреля в 2007 г. издал Указ № 264 “О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины”, народные депутаты Украины рассмотрели отмеченные законопроекты и проголосовали за их принятие в первом чтении. Принятие такого решения в период действия отмеченного Указа Президента, по меньшей мере, ставит под сомнение его легитимность.
Кроме того, говорится в письме, Верховная Рада сама фактически признала отсутствие юридической силы своего решения относительно принятия отмеченных законопроектов в первом чтении, приняв 29 мая в 2007 г., после остановки Президентом Украины в определенной части действия Указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины, Постановление “О подтверждении результатов голосования относительно законов Украины, принятых Верховной Радой Украины в период с 3 апреля по 29 мая 2007 года”. В приложенном к этому Постановлению Верховной Рады Украины перечне актов, голосования по которым подтверждалось (то есть должным образом юридически закреплялось), проектов законов о судоустройстве и статусе судей (регистр. № 2834 и № 2835) нет.
Вместе с тем, 23 ноября в 2007 г. в Верховной Раде Украины осуществлена перерегистрация законопроектов о внесении изменений в законы Украины “О судоустройстве Украины” и “О статусе судей” (регистр. № 0916 и № 0917) как тех, которые приняты в первом чтении. Это было сделано вопреки положению части первой статьи 100 действующего на то время Регламента Верховной Рады Украины, в соответствии с которым законопроекты, внесенные и не принятые к окончанию срока полномочий Верховной Рады Украины соответствующего созыва в первом чтении, считаются отозванными. Таким образом, они должны были быть сняты с рассмотрения.
Василий Онопенко отмечает, что принятие таким образом базовых для функционирования судебной системы законов поставит под сомнение легитимность деятельности судов и судей, а следовательно, и легитимность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
В письме подчеркивается, что судебная реформа непосредственно касается каждого человека, защиты его прав и свобод. Учитывая чрезвычайно важные правовые, социальные, экономические, политические и другие последствия она должна быть научно обоснованной, системной и продуманной. Основными условиями успешного осуществления судебной реформы является, во-первых, ее общественная и государственная ориентированность, во-вторых, ответственная, согласованная и конструктивная позиция всех субъектов, причастных к ее осуществлению. Исходя из того, что судебная реформа направлена на создание правовой системы судебной защиты, она должна проводиться исключительно так, как предусмотрено Конституцией и законами Украины.
Председатель Верховного Суда делает вывод, что при таких обстоятельствах рассмотрение парламентом отмеченных законопроектов является юридически недопустимым.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости