Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Это второй этап большого проекта к 1020-летию крещения Киевской Руси, который ведущие музейные учреждения трех стран реализуют в 2008 году: с 29 мая по 13 июля выставка с успехом прошла в Государственной Третьяковской галерее в Москве, с 28 июля по 14 сентября ее можно осмотреть в Национальном Киево-Печерском историкокультурном заповеднике, а с 29 сентября по 9 ноября она будет экспонироваться в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске.
Как проинформировал на пресс-конференции перед открытием выставки генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Кролевец, идея впервые вместе продемонстрировать лучшие образцы иконописи своих стран принадлежит директорам ведущих музейных учреждений трех государств. По его словам, развиваясь в разных исторических условиях, российская, украинская и белорусская иконописные традиции приобрели свои неповторимые черты и стали выдающимся явлением в культуре каждой страны.
На выставке "Православная икона России, Украины и Беларуси" представлены приблизительно 100 раритетов XIV-XIX веков — по 30 от каждой страны. Самыми старинными на выставке являются иконы, хранящиеся в фондах Государственной Третьяковской галереи, в частности икона "Голубое Успение" XIV века.
Российские музейщики представили образцы иконописи разных художественных центров — Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы, в частности уважаемые у всех трех народов иконы Богородицы и святителя Николая XIV-XIX веков, а также высокий многоярусный иконостас XIX века.
Белорусская часть экспозиции демонстрирует разнообразие стилей и направлений — от памятников, хранящих византийские традиции, до произведений эпохи барокко и классицизма XVI-XIX веков. Они походят преимущественно из Брестской, Могилевской и Гомельской областей.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник представил иконы с Волыни, Галичины, Киевщины, произведения мастеров лаврской школы.
Организаторы пытались отобразить в экспозиции этапы эволюции украинской иконописи. С. Кролевец подчеркнул, что некоторые иконы демонстрируются впервые.
Как отметил на пресс-конференции один из партнеров проекта, соучредитель фонда "Арт-Инвест", Александр Прогнимак, начиная с XVI века украинская иконопись характеризуется собственным неповторимым стилем, который уже тогда начал отличать ее от других, в частности российской. "Из-за отсутствия украинской государственности иконопись выполняла функцию матрицы национальной идентичности и во многом дала нам возможность не раствориться в других государствах, в составе которых находились украинские земли в течение веков", — отметил Прогнимак.
Кролевец выразил благодарность спонсорам — корпорации "Индустриальный Союз Донбасс", Музею национального культурного достояния "ПлаТар", Благотворительному фонду "ПлаТар. Память Сергея Платонова" и фонду "Арт-Инвест", благодаря организационной и финансовой поддержке которых стало возможным проведение выставки в Украине и издание ее каталога на украинском -зыке.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости