10 апреля 2004, 15:37
Поделитесь публикацией:
Куда денется руда?

Принятый Верховной Радой закон "Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании "Укррудпром", разработанный народным депутатом Владимиром Мовчаном, возможно, поставит точку в дискуссиях о том, кто будет допущен к покупке, а также продадут ГАК одним пакетом или несколькими? Четкие ответы на эти вопросы уже есть: "Укррудпром" продадут по частям, и к приватизации допустят только нынешних владельцев предприятий. Однако многие вопросы останутся неурегулированными.

Попытки приватизировать госхолдинг предпринимались в течение всего прошлого года, однако, в конце концов, парламент с подачи Фонда решил отложить этот процесс до 2004 г.

В подвешенном состоянии вопрос приватизации "Укррудпрома" имел все шансы пробыть до ближайших президентских выборов, если бы действующий президент, под давлением отечественных ФПГ, претендующих на акции госхолдинга, не подтолкнул правительство срочно разобраться с коррупцией в "Укррудпроме" и целесообразностью существования холдинга вообще.

Идеи, созвучные президентским заявлениям, содержатся в законе авторства экс-директора Центрального ГОКа, а ныне народного депутата Владимира Мовчана. В ноябре прошлого года документ прошел первое чтение и был взят за основу, похоронив альтернативный проект Вадима Гурова. Удивительно, но тогда, в ноябре, В.Гуров сам чуть ли не добровольно сдал свои позиции конкуренту, заявив, что они с В.Мовчаном пришли к единому видению документа. Примечательно также, что законопроект, разработанный и поданный ранее В.Мовчаном, прошел первое чтение только с подачи Владимира Демехина, чьи коллеги по фракции "Народовластие" вместе с В. Гуровым являлись авторами альтернативного законопроекта, предусматривающего продажу "Укррудпрома" единым пакетом. Это может свидетельствовать как о том, что претендующие на покупку акций госхолдинга ФПГ договорились между собой и действительно создали консорциум, так и о том, что претендент, чьи интересы ранее отстаивал В.Мовчан, просто сменил лоббиста. Странно также и то, что парламент принял закон, не содержащий очень многих принципиальных моментов.

Во-первых, в документе отсутствует четкий перечень объектов, подлежащих приватизации, и размер государственных пакетов в них. Размытая формулировка "предприятия, входящие в состав холдинга", не дает внятного ответа, например, на вопрос, каков размер госпакета Ингулецкого ГОКа, ведь цикл судебных разбирательств о правомерности допэмиссии еще не завершен. Неизвестно также, войдут ли в список приватизации Комсомольское рудоуправление (переданное в управление с правом дальнейшего выкупа ММК им. Ильича), Криворожский железорудный и Докучаевский флюсодоломитный комбинаты, Новотроицкое и Балаклавское рудоуправления, а также Кривбассвзрывпром. Согласно новому закону, перечень объектов приватизации в рамках "Укррудпрома" должен определить Кабинет Министров.

Во-вторых, закон не определяет список потенциальных участников конкурсов. Главное требование к претендентам состоит в том, чтобы они одновременно являлись собственниками как минимум 25% акций предприятий и не являлись оффшорными компаниями. Для подтверждения своей неоффшорности претендент должен "предъявить документ, подтверждающий неоффшорный статус инвестора (свидетельство о государственной регистрации, другой соответствующий документ)" (ст.10 разд. II). По иронии судьбы основные собственники-претенденты на покупку акций предприятий "Укррудпрома" — оффшорные компании. Их спасет если не мгновенная перерегистрация, то отсутствие в законе четкого определения понятия "оффшор", что дает возможность предъявить в качестве доказательства своей неоффшорности этот самый "другой соответствующий документ", — справку из ЖЭКа, например, или что-нибудь еще.

В-третьих, до конца не понятно, какими будут условия проведения конкурсов. Известно лишь, что их должна будет определить специальная комиссия, которую создадут Министерство промышленной политики и ФГИУ, и для каждого предприятия условия будут разными. Среди общих требований есть положение о невозможности банкротства предприятий в течение 5 лет. Это делает практически невозможным привлечение банковских кредитов на предприятие, ведь банк, выступив в роли кредитора, не сможет взыскать свои средства, а заемщик, по большому счету, даже не обязан будет их возвращать. Очень гибко новый закон подходит и к вопросу бюджетных платежей приватизируемых предприятий. Статья 8 раздела II закона, посвященная созданию специальной приватизационной комиссии и разработке условий конкурсов, среди прочих обязательств покупателя содержит положение об уплате текущих платежей в государственный и местные бюджеты. Однако в Заключительных положениях Закона содержится ненавязчивое пожелание для ГНАУ отсрочить на 5 лет предприятиям "Укррудпрома" выплату задолженности по налогам и неналоговым отчислениям. Это, как и размытость формулировок Закона, должно понравиться потенциальным покупателям.

В-четвертых, цену каждого пакета, подлежащего приватизации, будет определять вышеупомянутая комиссия. Это не исключает и того, что цена пакетов может быть и ниже номинальной, не говоря уже о рыночной. Основанием для этого может стать, к примеру, 17%-ое снижение чистой прибыли "Укррудпрома" в 2003 году по сравнению с 2002-ым. Еще один ценовой риск для государства, содержащийся в законопроекте, — блокирующие пакеты предприятий, которые планируется сначала оставить в госсобственности, в течение года должны будут быть выкуплены тем инвестором, который уже приобрел предыдущие пакеты. Условия этих выкупов также не прописаны в законе. По сути, это может означать, что блокирующие пакеты достанутся покупателям практически как бонус.

Само по себе принятие парламентом Украины нормативного акта, регулирующего продажу стратегического предприятия похвально. В то же время новый закон создает еще один прецедент, когда государственная собственность приватизируется каждый раз по разным правилам, что не добавляет Украине престижа как стране с привлекательным инвестиционным климатом.

Елена Костина

Справка:

ГАК "Укррудпром" создана постановлением КМУ № 2078 28 декабря 1998 г. Чистая прибыль ГАК "Укррудпром" в 2003 снизилась почти на 17% по сравнению с 2002 г. – с 84,9 млн. грн. до 70,581 млн. грн.

Структура акционерного капитала предприятий ГАК "Укррудпром"(по данным ГКЦБФР)

Ингулецкий ГОК: 50%+1акция — ГАК "Укррудпром; около 17% — "ТС ЛТД; около 16% — "Фродо Коммершиал Лимитед (Кипр); около 15% — "Авакорн Трейдинг Ко Лимитед (Кипр).

Южный ГОК: Около 26 % — ГАК "Укррудпром; около 22% Data Holdings (Кипр); около 22% — Akretrend Holdings Ltd (Кипр); около 20% — Lancin Commercial Ltd (Кипр).

Северный ГОК: 50%+1акция — ГАК "Укррудпром; около 36% — ЗАО "Украинская металлургическая компания;

АО "Сухая Балка: 25% — ГАК "Укррудпром; около 22% — Ravenscroft Holdings Ltd (Виргинские острова); около 22% — Mortondeil Assets Ltd (Багамы).

Центральный ГОК: 50%+1акция — ГАК "Укррудпром"; 12% — "Систем Кэпитал Менеджмент.

Криворожский железорудный комбинат: 100% — ГАК "Укррудпром"



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!