20 апреля 2004, 11:48
Поделитесь публикацией:
Конец пивной войны?

15 апреля Верховный суд Украины отказал компании "Оболонь" пересмотреть решение Аппеляционного суда города Киева и свои решения, которые разрешали "Сармату" приобрести часть акций "Оболони".

Фактически ВСУ после двух лет судебных тяжб между двумя пивными гигантами страны поставило если не окончательную, то достаточно увесистую точку в войне, которой многие придают не только экономический, но и политический контекст. Естественно, подобная тяжба станет хорошим юридическим уроком для специалистов в корпоративном праве, однако вряд ли полностью удовлетворит ЗАО "Сармат".

По оценкам экспертов, "Сармат" вряд ли ставил своей целью покупку акций в нынешнем объеме. Действительно, изначально стратегия предполагала быструю скупку контрольного пакета, что позволило бы "Сармату" фактически уничтожить одного из основных своих конкурентов. На это указывает, например, выбор времени первоначальной скупки акций – конец марта 2002 года. Тогда страна была занята избранием нового парламента, а почетный президент "Оболони" — Александр Слободян -был более озабочен своим прохождением в ВРУ, чем экономическими вопросами.

Потому "Оболонь" заняла совсем иную тактическую позицию, затягивая конфликт многочисленными судебными исками, что в конечном итоге не только затянуло окончательное решение, но и привело к изменению конъюнктуры рынка. И сегодня выигрыш "Сармата", который овладев пакетом акций, не получил предприятия целиком, выглядит сомнительным. Ведь кроме финансовых дивидендов, которые вряд ли уж так жизненно необходимы SCM — собственнику ЗАО "Сармат", компания по сути не получила ничего, кроме несколько неудачно проведенной кампании по поглощению.

Мало того. Пока "Сармат" и "Оболонь" вели затяжные юридические войны, на рынке все более активно начал утверждаться еще один конкурент, который, по сути, и стал победителем, по крайней мере, в экономическом контексте. Речь идет о компании Baltic Beverages Holding (ВВН), которая, продав Славутский солодовенный завод, решила инвестировать средства в новый пивоваренный завод в Киеве. Напомним, что этой компании и так уже сегодня принадлежат два украинских завода: Львовский и Запорожский.

Стоит отметить, что сегодня на рынок все активнее продвигается не только продукция этих отечественных предприятий, но и российской торговой марки "Балтика". Так что, учитывая, что "третий нелишний" и так уже имеет около 20% рынка, подобная активная экспансия зарубежных пивоваров может серьезно пошатнуть позиции других лидеров, к которым относятся и "Сармат" с "Оболонью".

И если для киевлян подобная ситуация выглядит тоже не слишком, но может компенсироваться наращиванием производственных мощностей, то для дончан ситуация выглядит несколько хуже. Во-первых, заводы группы "Сармат" контролируют порядка 15% рынка (по сравнению с "Оболонью", которая имеет приблизительно 26%), во-вторых, основным мотивом покупки "Сарматом" "Оболони" являлась экспансия на территорию Центральной и Западной Украины.

С учетом же того, что донецкой пивной группе так и не удалось получить под контроль Киевский пивзавод "Оболонь", мощности подконтрольного "1-го Киевского пивзавода" почти не используются, а ВВН все более активно работает на рынке, победу ЗАО "Сармат" можно назвать не такой уж сладкой. Единственным полезным приобретением для ЗАО "Сармат" скорее всего является опыт ведения подобных кампаний на всеукраинском уровне, да моральное удовлетворение формальной юридической победой.

Аналитическая группа "Da Vinci"



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!