УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Центр чего?

0

На вопросы «proUA» о группе «Центр» отвечает народный депутат Украины, уполномоченный депутатской группы «Центр» Станислав Косинов

- В сегодняшней прессе можно без труда найти ряд противоположных мнений о вашей группе. Некоторые политики считают «Центр» детищем «Нашей Украины», часть политологов уверена в «спикерской» природе вашей группы. Так что же все-таки такое: группа «Центр»? Бегство недовольных или что-то еще?

Появление группы «Центр» - это логичное и естественное следствие тех процессов, которые происходят в Верховной Раде и украинской политике в целом. Своим возникновением наша группа подчеркнула - сегодня значимы абсолютно все участники законодательного процесса, каждый конкретный депутат.

Меня настораживает упорное желание приклеить нам «ярлык» и выяснить, кто же не самом деле стоит за нашей группой.

Складывается такое впечатление, что народные депутаты не могут иметь своей позиции, что они обязательно должны быть чьими-то, жестко ассоциироваться с какой-то политической силой или группой. Наше мнение складывается само по себе, в результате обсуждения проблем внутри группы, и оно не зависит от политических предпочтений каких-либо внешних политических сил.

Мы «не привязываваемся» к позициям основных политических сил, а вырабатываем свою. И не наша вина, если она иногда совпадет со взглядами тех или иных сил и дает поводы для интерпретаций.

Я уверен, что демократия как раз и ценна правом иметь свой собственный взгляд на события, свободно выражая свои мысли, советуясь со своей совестью и интересами своих избирателей.

В качестве примера можно привести голосование по Ираку. В группе мы выработали позицию, суть которой сводилась к следующему: Украине необходимо вывести войска из Ирака, так как ситуация там будет обостряться и существует вероятность возникновения серьезной опасности для жизней наших миротворцев. Решили поддержать проект постановления, внесенный народными депутатами О.Зарубинским и Н.Онищуком.

Однако ни одна из резолюций не набрала нужного количества голосов, затем заблокировали трибуну. На заседании согласительного совета я, как уполномоченный представитель группы, поддержал идею обращения к Президенту Украины, а не продолжать голосование в сессионном зале, что автоматически привело бы к эскалации ситуации. Это было, безусловно, более взвешенное и разумное предложение. И к слову, например, фракция «Наша Украина» и фракции, входящие в парламентско-правительственную коалицию не подписались под этим постановлением. Это еще раз подтверждает, что у нас есть своя точка зрения, и мы в состоянии давать самостоятельную оценку политическим событиям.

- Сегодня многие говорят о том, что ваша группа стала «золотой акцией» в парламенте, с помощью которой можно «проводить» те или иные законы. Как бы вы могли это прокомментировать?

- Мы переживаем сейчас достаточно неспокойное время: это и реформа, и предстоящие выборы, и последствия мукачевских событий, взаимоотношения с ЕС, Ирак…

То есть, сложностей нам сегодня и так хватает. Поэтому цель группы совсем не в том, чтобы вносить деструктив за счет различного рода лоббистских игр.

Наша депутатская группа будет вести самостоятельную политику и отстаивать, прежде всего, интересы «своих» избирателей, а не «проводить» интересы других. И в ближайшее время мы планируем публично озвучить наши позиции по большинству стоящих на повестке дня парламента вопросов. А пока внутри группы ведутся консультации. И я надеюсь, что этап взаимных притирок, определения зон ответственности закончится максимально быстро.

- Сегодня, говоря спортивным языком, у большинства очень «короткая скамейка запасных». Что будет дальше, сохранится ли внутренняя структура парламента?

- Я думаю, что структура парламента изменяться все-таки будет, но не так принципиально.

Условно можно сказать так - старая «двухполюсная» структура уже устарела, а новая еще не сформировалась. Дальнейшее сохранение имеющейся системы взаимоотношений между фракциями и группами радикализует ситуацию в парламенте и препятствует его работе.

Поэтому, перед парламентариями стоит сегодня несколько задач: во-первых, преодолеть напряженность и создать условия для нормализации законодательного процесса, а, во-вторых, найти новые «незаполитизированные» источники для межфракционного сотрудничества, поскольку возможно через несколько месяцев – после президентских выборов - придется снова объединяться для создания нового коалиционного правительства.

- Ноябрь уже не за горами. Насколько видоизменится Верховная Рада после президентских выборов?

- Я думаю, определяющими здесь буду два момента: первый - сможет ли большинство договориться с будущим президентом о формировании нового правительства на коалиционных основах и второй - будет ли после выборов проводится конституционно-политическая реформа?

Если формирование правительства будет происходить по старой схеме, и главную роль в формировании правительства будет играть Президент, то роль парламента опять будет сведена лишь к выполнению законодательных функций. Если будет принято решение, что новое правительство должно быть коалиционным, то можно будет утверждать, что Украина усвоила принцип коалиционного управления и новый президент - за политреформу. Тогда роль парламента, большинства, политических партий значительно увеличивается. В таком случае нужно торопиться с принятием соответствующих законов, чтобы подвести правовую основу под функционирование новой политической системы в Украине.

- Тенью за группой «Центр» стоял и, наверное, еще долго будет стоять «бунт мажоритарщиков». Какая все-таки ваша позиция относительно пропорциональных выборов?

- У меня есть несколько причин сомневаться в своевременности принятия закона о выборах на пропорциональной основе.

Во-первых, пропорциональная система требует наличия нескольких крупных и сильных партий. К сожалению, сейчас партии попадают в парламент в основном за счет коалиционных объединений. Нынешняя практика показывает - такие коалиции нестабильны, поскольку кроме цели пройти в парламент - нет других оснований для сотрудничества. Таким основанием могло бы конечно стать стремление сформировать правительство и совместно проводить правительственную политику, но реальных правовых основ для формирования парламентом правительства в Украине пока нет.

Нельзя забывать и о том, что, приняв пару «нужных» законов о выборах на пропорциональной основе - мы создаём не самую эффективную партийную систему, а лишь условия для ее развития. А на любое развитие нужно время, сегодня партиям доверяют не больше 20% граждан, а состоят в них всего 6 процентов.

То есть, мы принуждаем голосовать за партии даже тех избирателей, которые им вообще не доверяют. О каких перспективах действительно партийных выборов мы говорим и, соответственно, о каком развитии демократии?

Я думаю, что во многом новый избирательный закон стал заложником тех процессов, которые происходили на тот момент в Верховной Раде.

- Каким же должен быть выход из сложившейся ситуации, ведь ее нынешнее состояние не удовлетворяет очень многих участников политической игры?

Действительно сейчас многие вопросы остались открытыми и все точки над «і» еще не расставлены. Поэтому задача парламента состоит в том, чтобы сделать процесс конституционно-политического реформирования более продуманным и последовательным.

Для этого необходимо начинать не с «финиша», а со «старта».

Главное сегодня - не только доработать Конституционный законопроект, но и принять хотя бы во втором чтении такие законы, как «О политических партиях в Украине, «О Кабинете Министров Украины», «О парламентском большинстве», «О парламентской оппозиции» и многие другие.

Необходимо найти четкие законодательные ответы на очень многие вопросы. Ведь, по сути, принятие Закона «О выборах народных депутатов Украины» и Закона «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов», «О выборах народных депутатов Верховной Рады АР Крым» на пропорциональной основе - это те политические решения, которые без соответствующего закрепления в Конституции Украины теряют свой политический смысл.

Что получается? Этими законами мы создаем базу для развития партийной системы, стимулируем создание крупных политических партий, однако, в то же время, лишаем эти партии основного бонуса - возможности партийного влияния на Кабинет Министров. То есть, воспроизводим ту же кризисную ситуацию – отсутствие реальных механизмов взаимодействия и ответственности правительства и парламента, а отсюда – нерешенность вопросов единства и эффективности государственной политики.

Поэтому возникает необходимость создания дополнительной системы «сдержек и противовесов», оформленной в различных законах, таких как «О выборах народных депутатов Украины», «О местном самоуправлении в Украине», «О политических партиях в Украине», «О парламентском большинстве» и многих других, - они должны стать базовыми в определении правовых рамок новой политической системы.

Разговаривал Иван Адамчук

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: proUA

Теги:

Версия для печати
69798
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus