Главная Новости Политика Бензиновая лихорадка
commentss НОВОСТИ Все новости
28 мая 2004, 16:58
Поделитесь публикацией:
Бензиновая лихорадка

Под шумок мирового нефтяного ажиотажа внутренние цены на нефтепродукты в Украине совершили почти 30-процентный скачок. Украинское правительство среагировало тогда, когда не реагировать уже было нельзя.

Правильный в целом ход мыслей – диверсифицировать источники поставок нефти (как Европа) и создать стратегический резерв нефти (как США) – дал бы неплохие результаты, если бы возник не в разгар кризиса.

В нынешней же ситуации предложение диверсифицировать источники и направления поставок нефти в Украину звучит как издевательство. Свыше 90% поставок нефти и нефтепродуктов в Украину приходится на импорт из России, остальное – казахская нефть.

И такая ситуация обусловлена не столько тем, что четырьмя из шести украинских НПЗ владеют россияне, сколько доставшейся в наследство от советских времен системой трубопроводов, при которой украинская нефтепроводная система намертво привязана к российской. И Приднепровские магистральные (из Мичуринска и Самары, Россия), и нефтепровод "Дружба" (из Мозыря, Беларусь) качают российскую нефть. Даже морские поставки через Одессу могут осуществляться из российского порта Новороссийск. Скорее всего именно в этом причина прихода в Украину российских нефтяных компаний, ставших собственниками украинских НПЗ. Итак, возможна ли сегодня диверсификация поставок нефти в Украину?

Из стран СНГ, не считая России, нефть на Каспии добывают Азербайджан, Туркменистан и Казахстан. Собственная добыча Азербайджана и Туркменистана незначительна, к тому же с каждым годом падает. Транспортировать нефть из Казахстана в Украину по суше, минуя территорию России, невозможно. Договориться с российской "Транснефтью" о транспортировке по территории России казахской нефти для Украины – тоже из области фантастики. Надежды на каспийскую нефть затихают пропорционально завершению строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и провалу проекта Одесса-Броды. Последняя ставка украинского правительства в спасении нового украинского нефтепровода сделана на ответвление БТД трубу Тбилиси-Супса, по которой казахская нефть попадет к берегу Черного моря и дальше танкерами может быть доставлена в Одессу. При этом Украина забывает, что территория Грузии является слишком рискованной как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения цены, которой манипулируют грузинские экологи не без участия российских нефтяников. Итак, диверсификация поставок нефти в Украину если и будет возможна, то не ранее, чем Казахстан согласится транспортировать нефть, а с Грузией будут решены эколого-ценовые вопросы. Другими словами, на сегодняшний бензиновый кризис идея устроить диверсификацию никак не повлияет.

А пока топливный кризис накануне уборочной кампании в Украине становится явлением традиционным и четко спланированным. По сравнению с мартом в апреле этого года РФ уменьшила поставки нефти на НПЗ Украины более чем на полмиллиона тонн. Так, если в марте поставки составляли 1,9 млн., т., то в апреле они сократились до 1,4 млн. т., в то время как добыча нефти в России с начала года возросла почти на 20 млн. т. по сравнению с прошлым годом. И можно предположить, что майская статистика покажет ту же динамику.

Формальным объяснением снижения поставок была остановка на ремонт крупнейших украинских НПЗ. Одновременно со снижением на четверть поставляемых объемов нефти российские нефтяные компании, работающие в Украине, вернулись к вопросу реверса, ненавязчиво предложив прокачать из Бродов в Одессу недостающие объемы и намекнув, что бензин в результате этого подешевеет.

Россиянам удалось спровоцировать давление на украинское правительство изнутри. Фермеры и промышленники обратились в Кабмин с просьбой урегулировать цены на нефтепродукты.

Попытались россияне также предупредить административное вмешательство, в частности поднятие цен на перевозку нефти по железной дороге, которое испортило подобную комбинацию в прошлом году. Эксперты консалтинговой компании, близкой к лоббистам ТНК в Украине, накануне курортного сезона поспешили спрогнозировать поднятие Укрзализныцей тарифов на все свои услуги. В результате этой информационной провокации цены на перевозку нефти и нефтепродуктов по железной дороге остались на прежнем уровне, нефтеперабатывающие заводы обязали согласовывать графики своих ремонтов, а от нефтетрейдеров Кабмину удалось получить обещание прекратить экспорт на неделю.

Единственной украинской компанией, которой дефицит нефти на внутреннем рынке сыграл на пользу, стала "Укрнефть", продавшая на последнем аукционе нефть по 1,5 тыс. грн. за тонну, что вполне соответствует мировой цене на нефть — около 38 долл. за баррель. Однако в ближайшей перспективе "Укрнефть" вполне может стать компанией, которую государство, как собственник контрольного пакета, во имя спасения урожая обяжет сбыть часть добытой нефти по льготным ценам для аграриев. Ведь скромный объем добываемой в Украине нефти – единственный на сегодняшний день сырьевой ресурс правительства.

Очевидно, в ближайшее время ценовая ситуация на внутреннем рынке не изменится. Дополнительный спрос на нефтепродукты и ГСМ, обусловленный началом курортного сезона и предстоящей уборочной кампанией, создает предпосылки для сохранения розничных цен на достаточно высоком уровне. Несмотря на медленное падение мировых цен на нефть, цены на российское сырье достаточно долго останутся на прежнем уровне – около 30 долларов за баррель. Главным фактором выступят США, с каждым днем все активнее скупающие нефть на мировом рынке и в России. Не исключено, что американо-европейская борьба за сырье приведет к дальнейшему ослаблению доллара, что незамедлительно скажется на украинской валюте. Ситуация показала, что украинская власть слабо контролирует ситуацию на внутреннем рынке. Наиболее эффективными рычагами управления остаются регистрация экспортных контрактов, повышение цен на перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортном и тщательная проработка условий приватизации оставшихся в госсобственности пакетов акций нефтеперерабатывающих заводов.

Иван Пелех



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!