1 июня 2004, 15:03
Поделитесь публикацией:
Зачистка Чечни?

В последний день мая российские информационные агентства сообщили о скоропостижной кончине Зелимхана Кадырова – сына покойного президента Чечни Ахмада Кадырова. Смерть 29-летнего Зелимхана – главы влиятельного клана Кадыровых – вызывает недоумение и заставляет рассуждать о том, что же будет в дальнейшем с Чечнёй.

Зелимхан Кадыров, не занимавший никаких официальных постов в органах власти республики (он только числился старшиной в местной милиции), умер в родовом селении Центорой. Как сообщил глава аппарата президента и правительства Чечни Зияд Сабсаби, в 18 часов у господина Кадырова случился сердечный приступ, когда он вышел из своего дома: "Зелимхан внезапно упал. Вызвали врачей, но когда они приехали, было уже поздно". В пресс-службе правительства Чечни обстоятельства смерти господина Кадырова описали иначе: "После обеда Зелимхан прилег отдохнуть, а через несколько часов жена попыталась его разбудить и не смогла – он уже был мертв". "Консилиум врачей, собравшийся в Центорое вчера вечером,– сообщил министр здравоохранения Чечни Муса Ахмадов,– установил, что смерть Зелимхана наступила от острой сердечно-сосудистой недостаточности".

Напомним, что отец Зелимхана, Ахмад Кадыров, 19 октября прошлого года был приведён к присяге как президент Чеченской Республики. Ранее Ахмад Кадыров был одним из тех, кто призывал народ Чечни к борьбе против России. В 1994 году именно он, будучи влиятельным священнослужителем, благословлял чеченских боевиков на организацию движения сопротивления и являлся одним из ближайших соратников Джохара Дудаева. Такие вещи не прощаются и не забываются. Во время второй чеченской кампании, после 1998 года, Кадыров поддержал пророссийские силы в Чечне и стал их главным выразителем. Кадыров неоднократно встречался с Владимиром Путиным, возглавлял временную администрацию в Чечне, организовывал акции, направленные на ликвидацию групп боевиков. На опереточных выборах в Чечне в 2003 году он получил пост президента Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Неожиданно для всех 9 мая сего года, во время торжественного митинга на грозненском стадионе, Кадыров был убит вследствие террористического акта – под его трибуной взорвалась бомба. При этом специалисты говорят, что боевики (кстати, ответственность за взрыв взял на себя Шамиль Басаев) не могли при всём желании организовать подобного рода террористический акт. При этом эксперты тихо кивают в сторону ФСБ.

Старший сын Ахмада Кадырова, Зелимхан, воспитывался отцом именно в качестве наследника. Кадыров-старший, очевидно, действительно желал создать династию Кадыровых (по типу династии Алиевых в Азербайджане) и укрепить свой "тэйп" (род) в социальной и политической системе Чечни. У Зелимхана не было никаких выдающихся заслуг, кроме того, что он был сыном Ахмада Кадырова. Обычный молодой человек, чеченский "мальчик-мажор". 17 октября прошлого года, за два дня до инаугурации отца, Зелимхан попал в автомобильную катастрофу, дав повод российским СМИ писать о "заговоре против Кадыровых". Автомобиль ВАЗ-2199, за рулем которого находился Зелимхан Кадыров, на автодороге между селами Бачи-Юрт и Центорой под Гудермесом врезался в машину ВАЗ-2104. Зелимхан Кадыров получил тупую травму живота, у него была сломана правая рука, отмечалось внутреннее кровотечение. Раненый перенес операцию по удалению селезенки. Однако Зелимхан выжил и даже стал появляться на официальных мероприятиях.

Источник, приближённый к Кремлю, рассказывал, что в день гибели Ахмада Кадырова Владимир Путин лично отдал распоряжение найти Зелимхана и привести его в Кремль. Зелимхан в это время находился в Москве. Его подняли с кровати, одели в первый попавшийся костюм – спортивный – и в таком виде привели в Кремль. Там Кадыров-младший предстал перед кинокамерами и микрофонами. Весь мир увидел кадры: президент Российской Федерации по-отцовски обнимает Зелимхана Кадырова и обещает отомстить за Ахмада. За кадром осталось то, что перед встречей от Зелимхана потребовали фактического отречения от претензий на пост президента Чечни. Естественно, это было предложение, от которого было невозможно отказаться.

Точно так же от прав на наследство отказался и младший сын Ахмада Кадырова, Рамзан.

После смерти отца Зелимхан вернулся в Чечню. Стараниями младшего брата в Гудермесе для него была оборудована специальная клиника, оснащённая по последнему слову науки и техники. Время от времени Зелимхан ложился на плановое обследование. Но медики говорят, что с таким состоянием здоровья, как у Зелимхана Кадырова, можно жить десятки лет.

В Чечне, да и в России никто не верит в естественность смерти Зелимхана Кадырова. Скорее всего, в республике идёт "зачистка" тех политиков, которые слишком много знали о начале чеченской войны в 1994 году. В прессе уже не раз высказывались гипотезы об искусственном характере войны в Чечне и о причастности высших должностных лиц Российской Федерации к провоцированию и разжиганию конфликта. В начале войны были заинтересованы как минимум три мощных лоббистских группы – военно-промышленный комплекс, энергетический комплекс (особенно нефтяное лобби) и строительные компании. Россию неоднократно потрясали "чеченские" скандалы, в которых фигурировали высшие должностные лица, влиятельные политики и бизнесмены. Да и приход к власти Владимира Владимировича Путина стал возможным в первую очередь благодаря присутствию в России фактора Чечни и созданию "чеченского мифа". Как тут не вспомнить центурию Нострадамуса о том, что в 1999 году (год, когда Путин стал премьер-министром) на Востоке появится "царь Ужаса", который придёт на фоне всеобщего страха? А страх в России нагнетался: взрывы, террористические акты, сотни жертв, заложники, рушащиеся дома и т.д. В результате это привело к тому, что рейтинг Путина стал зашкаливать, и именно в нём россияне увидели спасителя отечества. Можно предполагать, что на некотором этапе к чистой бизнес-заинтересованности в военном конфликте добавилась ещё и заинтересованность политическая, и часть окружения Дудаева знала об этом – в частности, Кадыровы.

Если это так, то рискнём предположить о тройственном характере чеченской элиты середины 90-х годов. Часть – Дудаев, Басаев, Радуев – были истинными борцами за независимость, "прагматичными фанатиками". Другая часть – Яндарбиев, Гелаев, Масхадов – была частично осведомлена о характере войны и знала о бизнес-сделках. Третья часть (в первую очередь – Ахмад Кадыров, а также вице-президент Ваха Арсанов) были посвящены в политическую составную великого плана, разработанного не без участия ФСБ.

Но игру рано или поздно надо заканчивать. Все те, кто начинали чеченскую кампанию, давно уже не у власти – ни в России, ни в самой Чечне. Одни — в могиле, другие – за границей, третьи – на пенсии, четвёртые – на посольских должностях (в частности, в некоторых государствах- членах ЕЭП). Чеченская карта для Путина уже отыграна. Теперь ему нужны другие карты – например, украинская, белорусская, казахская… Мавр сделал своё дело. Мавр может уходить. Но мавр слишком много знает…

Очевидно, ликвидация клана Кадыровых должна стать завершающим этапом чеченской кампании, после которого республике, наконец, дадут передышку. Надолго ли? Ведь искусственная война породила в Чечне сильные антироссийские настроения, и демон войны может в любой момент выйти из под контроля ФСБ и российского правительства. Но это будет потом, через пять, десять, пятнадцать лет… А сейчас продолжается "зачистка Чечни". С той разницей, что пять лет назад зачистки проводились "ковровым" методом – не оставляя ничего живого, методом террора мирного населения, а сейчас – методом индивидуального террора, направленного против чеченской элиты.

Андрей Моржковский



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!