2 июня 2004, 11:33
Поделитесь публикацией:
Преображение Ирака?

1 июня Временный управляющий совет Ирака избрал нового президента этого ближневосточного государства. Им стал шейх Гази Аджиль аль-Явар – один из суннитских лидеров Ирака, вынужденный долгое время находиться в изгнании в Саудовской Аравии. Для Украины это может обернуться тем, что украинские солдаты, находящиеся в Ираке, уже в этом году могут покинуть Ирак и вернуться на родину.

Выходец из суннитской племенной конфедерации Шамар (объединяющей несколько миллионов человек), одного из самых крупных племенных объединений в районе Персидского залива, аль-Явар является человеком, получившим блестящее образование. Несколько лет назад о нём говорили как об "иракском аятолле Хомейни" (иранский аятолла до 1978 года также пытался влиять на ряды антишахской оппозиции в родной стране посредством писем из изгнания). Сейчас же он стал первым послесаддамовским президентом Ирака.

Аль-Явар возглавил Временный управляющий совет Ирака в середине мая – после того, как в результате террористического акта погиб его предшественник на этом посту – Абдель Захра Усман Мухаммад, известный в широких кругах под псевдонимом Изеддин Салим. Салим был известным философом, писателем, редактором нескольких влиятельных газет и журналов. Влиятельность Салима в арабском мире и непосредственно в Ираке была общеизвестной. Но, как считается, на некотором этапе Салим потерял бдительность и слишком рано посчитал, что победа на президентских выборах у него в кармане. Во-первых, Салим исповедовал шиитскую версию ислама, а шииты в Ираке составляют меньшинство, преследуемое во времена Хусейна. Во-вторых, шиитская заангажированность Салима давала поводы для недоверия со стороны американских оккупационных властей – они боялись, что шиит Салим сможет легко договориться с главным противником американцев в Ираке, шиитским лидером Муктада ас-Садром. В-третьих, Салим несколько раз высказался за расширение в перспективе присутствия российских нефтяных компаний в разработке и использовании иракских нефтяных месторождений. Исходя из этих факторов риска, жизнь Салима была подвергнута неимоверной опасности. В принципе, он возглавлял Временный управляющий совет Ирака чуть больше двух недель и стал жертвой террориста-смертника.

Аль-Явар, в отличие от Салима, является суннитом и сторонником постоянной ориентации на Соединённые Штаты Америки и их сателлитов. Кстати, американская оккупационная политика в Ираке привела к тому, что шииты, традиционно ожидавшие освобождения от режима Саддама, оказались в рядах сопротивления новому режиму, а сунниты, пользовавшиеся поддержкой старых властей, оказались в числе фаворитов американцев.

Но вряд ли аль-Явар станет послушной американской марионеткой – по типу афганского лидера Хамида Карзая. Сторонник поиска диалога между суннитами и шиитами, аль-Явар, скорее всего, попытается примирить враждующие конфессии и племена. Он уже неоднократно выступал с критикой американской политики в Ираке. Например, в декабре прошлого года он выступил с критикой намерений США узаконить иракское ополчение, превратив его в отдельную стрелковую роту. В интервью "The Washington Post" аль-Явар заявил: "Совершается огромная ошибка. Нам следует распускать вооружённые ополчения, а не узаконивать их. Я полон негодования. Это может привести к появлению удельных князьков и к гражданской войне. Может, мне тоже завести собственное ополчение? Я смог бы собрать вокруг себя тысяч 20 вооружённых соратников, но не хочу идти по этому пути".

Как показало время, аль-Явар был полностью прав: попытки заигрывания американцев с шиитами и курдами привели к обострению ситуации в Ираке и к появлению фактора ас-Садра.

Примечательно, что после избрания нового президента Ирака Временный управляющий совет прекратил своё существование. Это значит, что Ирак получил свою, легитимную власть. Правда, легитимность новой власти должна ещё раз подтвердиться на всеобщих выборах в конце июня, но вряд ли у аль-Явара будут достойные соперники.

Избрание аль-Явара президентом Ирака стало возможно также благодаря тому, что один из ветеранов иракской политики, 81-летний Аднан Пачачи, возглавлявший министерство иностранных дел в досаддамовский период, добровольно отказался от претензий на пост президента государства.

Одновременно с избранием президента прошли выборы двух вице-президентов. Аль-Явар попытался сбалансировать интересы трёх крупных групп – суннитов, шиитов и курдов. Первым вице-президентом стал Рош Шавейс, заместитель председателя Курдской демократической партии. В своё время курды наиболее активно выступали против режима Саддама Хусейна и считались одними из потенциальных союзников США. Отсутствие независимой курдской государственности и разъединённая жизнь в трёх государствах – Ираке, Сирии и Турции – превращает курдов в потенциально опасный элемент – опасный в первую очередь для всего Ближнего Востока. Очевидно, вскоре может быть поднят вопрос об образовании на севере Ирака курдской автономии – это может частично снизить напряжённость и снять на некоторое время с повестки курдский вопрос. Ещё один курдский лидер, Бархан Салех, представитель Патриотического союза Курдистана, занял пост вице-премьер-министра. Курд Хошияр Зибари возглавил министерство иностранных дел. Вторым вице-президентом стал один из шиитских лидеров Ибрагим аль-Джаафари, лидер исламской партии "Ад-Даава".

После избрания президента Ирака был также объявлен состав правительства, которое возглавил Айяд Алауи. В правительстве – десять министерских портфелей и два поста вице-премьеров. Пять министров – женщины, что само по себе показательно. Одно из ключевых министерств – Министерство нефти – возглавил Самир аль-Габдан, поставленный на эту должность американскими оккупационными властями сразу же после свержения Саддама.

Итак, в Ираке установлено собственное правительство и избран собственный президент. Что из этого следует?

Во-первых, Соединённые Штаты и государства Антииракской коалиции должны теперь начать поэтапное выведение войск из Ирака и передачу основных рычагов влияния новому легитимному правительству. Очевидно, новое правительство должно в ближайшее время сесть за стол переговоров с государствами Антииракской коалиции и договориться как о плане вывода оккупационных войск, так и о дальнейшем урегулировании внутрииракских вопросов. А вопросов – множество. Например, как завершить гражданскую войну? Что делать с восстановлением народного хозяйства? По каким ценам продавать иракскую нефть? Наиболее разумным выглядит обращение аль-Явара к мировому сообществу, в первую очередь – к Организации Объединённых Наций, чтобы она выступила как посредником в переговорном процессе между иракским правительством и Антииракской коалицией, так и ввела свои войска в зоны конфликта для прекращения боевых действий.

Для Украины это может обернуться тем, что украинские солдаты, находящиеся в Ираке, уже в этом году могут покинуть Ирак и вернуться на родину. Таким образом, миссия Украины в конфликте будет исчерпана.

Во-вторых, несомненно, будет поднят вопрос о привлечении специалистов и объявлении тендера на восстановление городов, разрушенных войной. Наиболее пострадавшие города будут отстраиваться силами иностранных компаний, и новое правительство возьмёт на себя регуляторные функции в этом процессе. То, что к власти пришёл проамерикански настроенный аль-Явар, оставляет надежду Украине на то, что её потенциал также будет задействован: Украина, как государство, поддерживающее США, может получить тендер на восстановление Ирака.

В-третьих, возможно, в ближайшее время аль-Явару удастся собрать за круглым столом представителей главных политических сил в Ираке и вернуть на землю Ирака долгожданный мир.

Одним словом, Ирак имеет своё правительство и своего президента. Теперь дело за Соединёнными Штатами, которые после 30 июня должны покинуть Ирак. Вторая Иракская война закончилась. Дай Бог, чтобы она закончилась реальным, а не бумажным миром.

Андрей Моржковский



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!