17 июня 2004, 19:06
Поделитесь публикацией:
Антикризисная труба

В нефтегазовых кругах опять активизировались разговоры о реверсе многострадального нефтепровода “Одесса-Броды”.

Трубу, якобы, уже решили отдать россиянам. И даже нашли причину изменения предыдущего решения: с целью стабилизации рынка нефтепродуктов.

Гарантия на 20 тыс.долл.

Российско-британская компания ТНК-ВР уже свыше года активно добивается экономической выгоды для Украины от использования “Одесса-Броды”. Однако украинское правительство никак не может этой выгоды вразуметь и твердо стоит на европейском выборе. Едва ли не каждый квартал любители реверса рассылают отчаянные релизы, извещающие о потерях из-за бездумного решения Кабмина миллионных прибылей от эксплуатации нефтепровода для российских потребностей .

Однако когда присмотреться повнимательнее к предложению ТНК-ВР, возникает ряд вопросов и немало сомнений, что обещанные миллионы когда-либо попали бы в украинскую казну.

Во-первых, российско-британская компания с самого начала не гарантировала перекачки 9 млн. тонн нефти, за транспортировку которых от Бродов в Одессу Украина ежегодно получала бы свыше 90 миллионов долларов. Вице-президент компании Александр Городецкий постоянно твердил, что обещанные девять миллионов будут поставлять не одна ТНК-ВР, а все российские компании, которым уж “очень” не хватает мощностей. А как же Балтийская трубопроводная система, мощности которой в марте выросли до 42 млн. тонн? И почему россияне со второго квартала перестать перекачивать нефть через “Южный” , если в самом деле у них проблемы с нефтетранспортными мощностями...

При этом единственный контракт, который ТНК-ВР предлагал подписать, проводился не через саму компанию, а через офшорку “Скилтон ЛТД”, зарегистрированную на Кипре с уставным фондом $20 тыс. Не маловато ли для такого проекта?

Более того, по контракту украинская “Уктранснафта” должна была бы отдать в пользование упомянутой офшорке счет, средства из которого последняя могла бы самовольно списать в случае невыполнения условий договора. Напомним, что контракт предусматривал выделение технологической нефти, необходимой для запуска нефтепровода.

Но это еще цветочки.

Нефтепробки и “цяцьки”

Главное назначение “Одесса-Броды” — отвести часть нефтяных потоков, которые сейчас создают огромные пробки в турецком проливе “Босфор”. Объемы транспортированной нефти возрастают из года в год и в начале этого года, похоже, достигли пика, ведь танкеры с нефтью из-за их “скопления” в проливе простаивали по несколько недель (Суточный простой танкера нефтяникам влетает в сумму от 10 до 30 тысяч долларов).

Российские компании и “любители реверса” в Украине постоянно повторяют, что Босфор “без проблем проглотит” еще 9 миллионов. Вместе с тем, никто не говорит, что случится, если не проглотит. Сам Александр Городецкий журналистам подтвердил, что поскольку контракты на 9 млн. будут подписывать разные компании, они не могут гарантировать принципа "Плати или транспортируй". То есть, если проблемы в Босфоре будут продолжаться и в дальнейшем, и российские компании заявят, что не будут поставлять нефть из-за пробок в проливе, убытки никто нам не будет возмещать. Если бы норма “Плати или...” была включена в контракт, независимо от того, будут ли россияне качать нефть или нет, платить пришлось бы им ...

Еще один интересный нюанс. Новый акционер Тюменской нефтяной компании (ТНК) — British Petroleum (ВР) является одним из основных участников строительства нефтепровода “Баку-Джейхан”, который, как и “Одесса-Броды”, планируют использовать для снабжения Европы каспийской нефти в обход Босфора. Желания британцев заблокировать конкурентный трубопровод вполне очевидно.

И, вероятно, последнее. Для транспортировки российской нефти реверсным маршрутом не хватает свободных мощностей на белорусском участке нефтепровода “Дружба”— “Унеча-Мозир”. Это недавно подтвердил Белорусский государственный концерн “Белнафтохим”. (Из “Мозыря” нефть планировалось поставлять “Дружбой” до станции Броды, а дальше трубопроводом на терминал “Южный” в Одессе).

О том, что россияне не гарантировали сохранения объемов перевалки нефти украинской железной дорогой — даже и вспоминать не будем.

“АнтиКризер”

Украина в конце мая ощутила все преимущества пребывания наибольших нефтеперерабатывающих заводов под контролем России. Буквально за несколько дней нефтепродукты подорожали на порядка свыше 40%, и правительство ничего не смогло сделать или сдержать рост. Нефтяники в один голос повторяли: “Мы ни в чем не виноваты, это так сильно подорожала нефть!”. Поскольку 90% нефти для потребностей украинского рынка закупаются в России теми же российскими компаниями, то проследить реально, почему так подорожала нефть, и насколько это повлияло на подорожание нефтепродуктов — очень непросто. (Подорожание нефти на мировых рынках, конечно, оказало влияние на подорожание в Украине, но не настолько огромное).

По данным экспертов, российская нефть с начала года на самом деле подорожала только на 20%, в то время как бензин в Украине — более чем на 55%. Дополнительной причиной нефтяники называли увеличение таможенной пошлины на экспорт нефти из РФ, которая с декабря прошлого года возросла более чем на 11%.

Однако, друзья, таможенная пошлина — это налог на сверхприбыли нефтяных компаний. Почему украинские потребители должны компенсировать россиянам дополнительные налоги? Разве на мировом рынке Россия повышает цену на собственную нефть, когда повышается таможенная пошлина?.. А НДС на экспорт нефти, который действует только для Украины? Эта тоже особая привилегия в рамках стратегического российско-украинского партнерства…

Нефтепровод “Одесса-Броды” – едва ли не единственный шанс для нас уменьшить энергетическую зависимость от России. Когда Украина будет иметь не одного, а двух поставщиков нефти, ситуация на рынке определенно изменится. При чем, несомненно, в лучшую сторону...

В другом случае мы создадим абсолютную монополию России на поставки и переработку нефти в Украине. Чем это грозит Украине – объяснять без надобности. Последней ситуации на украинском нефтерынке более чем достаточно.

Игорь Марко



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!