УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Украинское православие: Москва или Киев?

0

Вопреки утверждениям УПЦ МП, подавляющее большинство православных верующих в Украине считают себя прихожанами Киевского патриархата.

В год президентских выборов УПЦ МП решило провести в Киеве 11-ю Генеральную ассамблею Межпарламентской ассамблеи Православия. Любое серьезное собрание русских церковных деятелей в Украине не проходит без высокопоставленных украинских чиновников. Вот и на этот раз в открытии ассамблеи примет участие Председатель ВР Владимир Литвин. Понять высоких должностных лиц можно. УПЦ МП постоянно декларирует, что именно она является самой большой церковью в Украине. Однако так ли это на самом деле?

В обществе бытует мнение, базирующееся на официальных данных Государственного комитета Украины по делам религий, что обе украиноцентричные церкви – УПЦ Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Церковь – в целом невелики и по числу прихожан не дотягивают и до 50% УПЦ Московского патриархата. По крайней мере специалисты имеют возможность свободно познакомиться с данными основательных социологических исследований, которые проводились как московскими социологами, так и отечественными.

Дело в том, что статистические данные Госкома религий не полностью отражают реальную ситуацию. Уже несколько лет ученые говорят о несовершенстве существующей системы подсчета – на Востоке Украины есть приходы, которые количественно не больше необходимой для регистрации двадцатки. На Западе приходы могут насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч прихожан. Поэтому 20-30 приходов на Востоке Украины могут иметь меньше прихожан, чем 5-6 на Западе. Но в государственной статистике картина будет противоположной, поскольку “величину” Церкви у нас считают не по количеству верующих, а по числу приходов.

Чтобы изучить реальное положение дел, в Украину из Москвы в 1998 г. приехал «социологический» десант. В соответствии с его данными (опубликованы в журнале «Полис» 1998, № 4) подавляющее большинство православных верующих в Украине считают себя прихожанами Киевского патриархата. В частности на Правобережье к Киевскому патриархату отнесли себя 29,4% всего населения. Прихожанами УПЦ МП и непосредственно Московского патриархата здесь признали себя всего 9% населения. На Левобережье незначительное преимущество получили прихожане Московского патриархата – 11,9% против 10,9 % приверженцев УПЦ МП.

Московская патриархия тогда сделала соответствующие выводы, и уже со второй половины 1998 г. политика РПЦ в Украине становится более жесткой и бескомпромиссной. В частности с тех пор клирикам УПЦ МП было запрещено употреблять с названием Церкви добавление “Московского патриархата”. Раньше оно был предметом гордости и основой целой системы доказательств “каноничности” УПЦ МП и, соответственно, “неканоничности” УПЦ КП.

Данные московских социологов практически совпадают с более основательными и постоянными исследованиями Института социологии Академии наук Украины, опубликованными в ежегоднике “Украинское общество: мониторинг – 2000. Информационно-аналитические материалы” (Киев, Ин-т социологии НАН Украины, 2000.– С. 384.). С 1994 по 2000 год общая картина идентификации себя с определенной Церковью выглядит следующим образом:

 

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Неверующий

37,2

36,5

34,4

30,2

32,6

31,3

30,7

УПЦ КП

25,7

29,6

32,7

33,7

32,2

31,0

32,9

УПЦ МП

3,3

8,2

7,3

7,8

9,2

9,8

9,8

УАПЦ

1,7

0,6

0,5

0,8

1,7

0,8

1,0

УГКЦ

6,1

6,5

7,1

7,0

5,5

8,0

6,4

Другая церковь

9

3,0

2,4

2,5

2,2

3,6

3,2

Затрудняюсь с ответом

16,1

15,2

14,7

17,9

15,9

15,0

16,0

Не отвечали

0,9

0,4

0,9

0,1

0,7

0,5

0,0

 

Не будем останавливаться на причинах такого положения вещей – они разнообразны и связаны с объективным процессом высвобождения народа от имперского давления и идеологии и ростом национального самосознания. Православные ходят в УПЦ Московского патриархата, но думают, что это УПЦ Киевского патриархата, поскольку центр Церкви находится в Киеве...

Следует заметить, что эти социологические исследования дают основания надеяться, что в случае создания в Украине единой Поместной Православной Церкви за сравнительно короткий срок (2-3 года) она сможет объединить большинство православных приходов.

Не следует забывать и тот факт, что проблема единой Поместной православной Церкви – это и проблема национальной безопасности страны. И при всех своих симпатиях к определенной Церкви, наш нынешний Президент совсем не случайно с 1999 г. практически во всех выступлениях, касающихся религии, поднимает проблему единения православия и образования Поместной (автокефальной) Церкви. Ведь история (если она кого-то все-таки учит) четко показывает, что страна, которая в своей истории добилась политической независимости, но не обрела духовной, непременно утратит политические завоевания.

Провозглашенная украинской властью формула “создадим единую Поместную православную Церковь” в настоящее время устраивает все Церкви-участницы такого объединения. Ведь каждая Церковь именно себя видит в роли “базовой” платформы для будущей Единой Церкви.

Александр Саган

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: proUA

Теги:

Версия для печати
16166
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus