Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
В год президентских выборов УПЦ МП решило провести в Киеве 11-ю Генеральную ассамблею Межпарламентской ассамблеи Православия. Любое серьезное собрание русских церковных деятелей в Украине не проходит без высокопоставленных украинских чиновников. Вот и на этот раз в открытии ассамблеи примет участие Председатель ВР Владимир Литвин. Понять высоких должностных лиц можно. УПЦ МП постоянно декларирует, что именно она является самой большой церковью в Украине. Однако так ли это на самом деле?
В обществе бытует мнение, базирующееся на официальных данных Государственного комитета Украины по делам религий, что обе украиноцентричные церкви – УПЦ Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Церковь – в целом невелики и по числу прихожан не дотягивают и до 50% УПЦ Московского патриархата. По крайней мере специалисты имеют возможность свободно познакомиться с данными основательных социологических исследований, которые проводились как московскими социологами, так и отечественными.
Дело в том, что статистические данные Госкома религий не полностью отражают реальную ситуацию. Уже несколько лет ученые говорят о несовершенстве существующей системы подсчета – на Востоке Украины есть приходы, которые количественно не больше необходимой для регистрации двадцатки. На Западе приходы могут насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч прихожан. Поэтому 20-30 приходов на Востоке Украины могут иметь меньше прихожан, чем 5-6 на Западе. Но в государственной статистике картина будет противоположной, поскольку “величину” Церкви у нас считают не по количеству верующих, а по числу приходов.
Чтобы изучить реальное положение дел, в Украину из Москвы в 1998 г. приехал "социологический" десант. В соответствии с его данными (опубликованы в журнале "Полис" 1998, № 4) подавляющее большинство православных верующих в Украине считают себя прихожанами Киевского патриархата. В частности на Правобережье к Киевскому патриархату отнесли себя 29,4% всего населения. Прихожанами УПЦ МП и непосредственно Московского патриархата здесь признали себя всего 9% населения. На Левобережье незначительное преимущество получили прихожане Московского патриархата – 11,9% против 10,9 % приверженцев УПЦ МП.
Московская патриархия тогда сделала соответствующие выводы, и уже со второй половины 1998 г. политика РПЦ в Украине становится более жесткой и бескомпромиссной. В частности с тех пор клирикам УПЦ МП было запрещено употреблять с названием Церкви добавление “Московского патриархата”. Раньше оно был предметом гордости и основой целой системы доказательств “каноничности” УПЦ МП и, соответственно, “неканоничности” УПЦ КП.
Данные московских социологов практически совпадают с более основательными и постоянными исследованиями Института социологии Академии наук Украины, опубликованными в ежегоднике “Украинское общество: мониторинг – 2000. Информационно-аналитические материалы” (Киев, Ин-т социологии НАН Украины, 2000.– С. 384.). С 1994 по 2000 год общая картина идентификации себя с определенной Церковью выглядит следующим образом:
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Неверующий | 37,2 | 36,5 | 34,4 | 30,2 | 32,6 | 31,3 | 30,7 |
УПЦ КП | 25,7 | 29,6 | 32,7 | 33,7 | 32,2 | 31,0 | 32,9 |
УПЦ МП | 3,3 | 8,2 | 7,3 | 7,8 | 9,2 | 9,8 | 9,8 |
УАПЦ | 1,7 | 0,6 | 0,5 | 0,8 | 1,7 | 0,8 | 1,0 |
УГКЦ | 6,1 | 6,5 | 7,1 | 7,0 | 5,5 | 8,0 | 6,4 |
Другая церковь | 9 | 3,0 | 2,4 | 2,5 | 2,2 | 3,6 | 3,2 |
Затрудняюсь с ответом | 16,1 | 15,2 | 14,7 | 17,9 | 15,9 | 15,0 | 16,0 |
Не отвечали | 0,9 | 0,4 | 0,9 | 0,1 | 0,7 | 0,5 | 0,0 |
Не будем останавливаться на причинах такого положения вещей – они разнообразны и связаны с объективным процессом высвобождения народа от имперского давления и идеологии и ростом национального самосознания. Православные ходят в УПЦ Московского патриархата, но думают, что это УПЦ Киевского патриархата, поскольку центр Церкви находится в Киеве...
Следует заметить, что эти социологические исследования дают основания надеяться, что в случае создания в Украине единой Поместной Православной Церкви за сравнительно короткий срок (2-3 года) она сможет объединить большинство православных приходов.
Не следует забывать и тот факт, что проблема единой Поместной православной Церкви – это и проблема национальной безопасности страны. И при всех своих симпатиях к определенной Церкви, наш нынешний Президент совсем не случайно с 1999 г. практически во всех выступлениях, касающихся религии, поднимает проблему единения православия и образования Поместной (автокефальной) Церкви. Ведь история (если она кого-то все-таки учит) четко показывает, что страна, которая в своей истории добилась политической независимости, но не обрела духовной, непременно утратит политические завоевания.
Провозглашенная украинской властью формула “создадим единую Поместную православную Церковь” в настоящее время устраивает все Церкви-участницы такого объединения. Ведь каждая Церковь именно себя видит в роли “базовой” платформы для будущей Единой Церкви.
Александр Саган
Обсуждения
Новости партнеров
Новости