Главная Новости Политика Михаил Чечетов: Я не люблю считать деньги в чужом кармане
commentss НОВОСТИ Все новости

Михаил Чечетов: Я не люблю считать деньги в чужом кармане

25 июня 2004, 14:38
Поделитесь публикацией:
Михаил Чечетов: Я не люблю считать деньги в чужом кармане

"Я считаю, когда иностранцы недовольны, хорошо. Иностранцы недовольны тогда, когда мы делаем что-то на благо Украины".

- В последнее время в мировых масс-медиа бытует мнение, что украинская приватизация проходит не слишком чисто. "Запорожский алюминиевый комбинат", "Ровноазот", Харцызский трубный завод и, наконец, "Криворожсталь"… Почему так много неудовлетворенных украинской приватизацией?

- Дело не в приватизации, а дело в нашем менталитете. В чем отличие менталитета американца, немца, или француза от нашего? Там радуются успеху других, а у нас ментальность состоит в том, что если у соседа хата сгорела – это хорошо.

Приватизация – это конкурс, это борьба, это игра, это соперничество. Но выигрывает же один. Еще один момент. У нас, к сожалению, не научились достойно выигрывать и достойно проигрывать. Пожалуйста, – выборы. У нас хоть одни выборы прошли без судебного оспаривания? Сейчас выборы в Полтаве прошли? И сразу же суды пойдут. Дело в том, что на Западе очень следят за своей репутацией. А у нас немногие научились это делать.

Я вам приведу пример красивого проигрыша. Помните, как красиво ушел Медведчук? Я в руководстве Партии регионов, но не могу не видеть, что есть политические звезды, которые могут красиво уходить. Помните, проголосовали – он что сделал как мужчина, как сильный волевой человек? Встал, пожал руку и вышел.

- Вы очень хорошо говорите об украинском менталитете. Но все таки в ситуации с приватизацией "Криворожстали" речь идет не столько об украинских компаниях, сколько о заграничных. То есть, речь идет не только о менталитете?

- Согласен. Отвечаю. Кто проводит приватизацию? Украина. Имущество это чье? Украины. Собственность чья? Украины. Значит, если государственная власть проводит этот конкурс в Украине, эта собственность должна остаться в национальных интересах. И мы сегодня говорим, что иностранцы недовольны. Ну и хорошо. Я считаю, когда иностранцы недовольны, хорошо. Иностранцы недовольны тогда, когда мы делаем на благо Украины. Хуже было бы, если иностранцы радовались, а народ Украины сказал: "Что ж они сволочи делают-то? Энергетику отдали россиянам, "Криворожсталь" – американцам". Тогда мы в своей стране были бы чужими людьми.

Посмотрите на американцев. Они умудряются защищать национальные интересы в Ираке. Ну, при чем к Америке Афганистан и Ирак? А мы в своей стране скромничаем, боимся национальные интересы защитить. Пока мы не научимся защищать национальные интересы, не снимем белые перчатки, государства у нас не будет. Поэтому я снял белые перчатки. И мы сделаем Украину сильной.

- Можно ли признать конкурс по приватизации "Криворожстали" недействительным?

- Успешно завершенный конкурс по приватизации "Криворожстали" уже в прошлом. Отыграть ничего невозможно. Уже деньги в бюджете. Деньги поделили. И деньги уже, так сказать, пошли на зарплату, на социальные вопросы. Я вам больше скажу, нам нужны законы для определения глубины проникновения капитала в базовые, стратегические отрасли, лежащие в основе национальной экономической безопасности государства. Речь не о том, чтобы не приватизировать. Надо приватизировать. Но, чтоб заходил наш капитал, национальный капитал, чтоб мы не отдали стратегические отрасли иностранцам.

- То есть, вы хотите перенести принцип приватизации "Криворожстали" на другие объекты?

- Да. Если бы от меня зависило, я бы давно принял закон о глубине проникновения иностранного капитала в базовые отрасли. Пусть заходит наш капитал. Наш! Зашел, а дальше пожалуйста, работай без права перепродажи на вторичном рынке.

- "Криворожсталь" могут перепродать или нет?

- В любом случае перепродажу "Криворожстали" должны санкционировать Фондгосимущества, Антимонопольный комитет. Я не думаю, что те люди, которые пришли на жемчужину металлургии, пришли туда ненадолго. Они пришли туда навсегда.

- А после выборов возможна денационализация "Криворожстали"? 31 октября в этом процесе что-то изменит?

- Чисто теоретически ситуацию смоделировать можно. Это как в 1917 году. Кто ж тогда из иностранцев будет вкладывать к нам деньги? Поэтому, я считаю, что это безответственные заявления политиков. Это наносит колосальнейший ущерб экономике Украины. Если после выборов возобдладает политика национализации, это отбросит Украину на пять-восемь лет назад.

- Принцип приватизации "Криворожстали" будут использовать в ситуации с "Укртелекомом"?

- Тут иная ситуация. Вокруг "Укртелекома" будет больше конкуренции между иностранными инвесторами. Сейчас мы, как никогда, близки к началу приватизации этого объекта. Особенно после того, как мы с Николаем Яновичем Азаровым и руководством "Укртелекома" провели успешную презентацию в Ганновере, в Германиии. Получили позитивные отклики в части их желания поучаствовать в этом тендере. Я думаю, в ближайшие десять дней комиссия, которую возглавляет Азаров, примет решение о начале приватизационного процеса.

- За сколько могут продать "Укртелеком"?

- Два миллиарда долларов.

- А что будет с UMC в этой ситуации?

- Здесь интересная ситуация. Правительство Ющенко приняло решение, которое дало полномочия "Укртелекому" продать свою долю в UMC. Правительство Кинаха это решение не отменило. При сегодняшнем правительстве это решение было реализовано. То есть, три правительства благословили это решение. Теперь возникли какие-то сомнения у Генпрокуратуры. На мой взгляд, продажа UMC несколько снизила инвестиционную привлекательность "Укртелекома". Ключевое слово "несколько". Но снижение инвестиционной привлекательности "Укртелекома" за счет продажи доли UMC абсолютно неадекватно той политической шумихе, которая сегодня раздувается в государстве. В таком случае, когда будет принято такое радикальное решение о старте приватизации "Укртелекома", то, конечно, должно будет четко принято решение государственной комиссией в отношении судьбы UMC. Или комиссия принимает решение и считает целесообразным все-таки по судам додавить и забрать UMC, и продавать "Укртелеком" с UMC. Или государственная комиссия сочтет целесообразным, что-то, что было сделано тремя правительствами, находится в правовом поле. Тогда будет осуществлена продажа без UMC.

- Российские владельцы UMC, компания МТС, обратились к западным инвесторам с призывом проучить Украину за "недемократическую реприватизацию" UMC. Например, понизив уровень инвестиционной привлекательности нашей страны. Как вы к этому относитесь?

- В России, конечно, демократичней. Там дают людям подумать. У них Ходорковский думает, уже месяцев восемь, Березовский думает где-то в Англии, Гусинский – где-то в Греции.

- Возвращаясь к украинской приватизации. "Павлоградуголь" тоже будут приватизировать по схеме "Криворожстали"?

- Здесь более широко открыты двери для конкурса. Стартовая цена — 800 миллионов гривен. Как здесь будет, я не могу сказать. Интересовались разные структуры: и россияне, и наши. Здесь в большей степени будет делаться акцент на солидную структуру. Это та отрасль, которая требует, прежде всего, денег. Поэтому я бы сказал, условия здесь более широкие, более либеральные. Они мягче.

Тут еще один аспект. Когда сюда войдут иностранцы, большой беды не будет. На здоровье. Зайдут иностранцы, которые имеют опыт работы в угольной промышленности, пусть инвестируют. Надо сказать, что мы учли все пожелания профсоюзов, когда выписывали социальную составляющую условий конкурса. Я когда почитал, подумал, что никто не согласится на эти условия.

- Какие еще предприятия будут приватизированы в этом году?

- "Укррудпром". Раскажу вам, как принималось это решение. Когда решался вопрос о политреформе, яблоку не было где упасть. На моей памяти в ночь принятия Конституции, тогда я еще депутатом был, было меньше народных депутатов и журналистов, чем при голосовании по политреформе.

Так вот, в этом полном зале политреформа получила 294 голоса. А на другой день, в полупустом зале, когда в парламенте было 50-70 человек, закон о приватизации "Укррудпрома" набрал 270 голосов. Я тогда посоветовал Владимиру Михалычу Литвину, я с большим уважением отношусь к этому человеку, надо было перед политреформой проголосовать закон о приватизации "Укррудпрома". Депутаты б "голоснули" и потом на радостях объединения в бизнесе, они автоматичеки "голоснули" б и политреформу.

По "Укррудпрому" сейчас идут процедурные шаги. Мы уже отдали десять дочерних предприятий в Фонд. До конца июля будет оценен каждый пакет. Здесь будет работать философия самовыкупа, поэтому мы вносим некоторые изменения в нормативную базу. Думаю, через месяц мы выйдем на старт приватизации "Укррудпрома".

- А как дела у Одесского припортового завода?

- Этот завод сегодня практически готов к продаже. Но я считаю его нецелесообразным продавать. Почему? Интенсивной продажей больших объектов мы можем сбить цены на рынке. Цена на рынке определяется количеством покупателей и продавцов. Если выставить на базаре одно ведро клубники, может его какой-то бизнесмен и за 100 долларов купит. А если базар будет завален этой клубникой, то по ней топтаться будут, а не покупать. То же в продаже крупных объектов.

Ведь у нас уже появились финансово-промышленные группы, играющие на уровне гроссмейстеров. Таких гроссмейстеров уже можно посчитать на пальцах обеих рук. Ведь когда продан Днепродзержинский комбинат, когда продана "Криворожсталь", – клубники может стать слишком много. В этой ситуации я как государственный менеджер думаю, что на Одесский припортовый может быть сбита цена. Его было бы целесообразней поставить, после "Укррудпрома", наверное, и после выборов, в конце года.

- Какое ваше отношение к возможности приватизации объектов, которые находятся в ведении Государственного управления делами?

- Мне очень понравилось, как один из депутатов ответил на это предложение Валентины Семенюк. Она, как известно, часто говорит не как экономист, а как политик. Так вот он ей сказал: "Вы за бесплатную путевку ездите отдыхать? Да. Вы в Феофании бесплатно лечитесь? Да". Кто-то должен этими всеми ведомствами заниматься. Это делает Государственное управление делами. Я не люблю считать деньги в чужом кармане.

- Но все-таки, кроме объектов отдыха для чиновников, ГУД, по словам Семенюк, руководит конными , ликеро-водочными заводами, овощебазами и даже речными причалами. Для чего все это государству? Почему бы не приватизировать?

- Я не знаю, что там. Но это все государственная собственность. У нас никто не может приватизировать госсобственность для себя. Каждое управление и министерство имеет свою собственность и управляет ею. Не имеет в собственности, но управляет. Наверное там есть сельхозпредприятия, которые привозят продукцию в парламентский буфет. Правильно, не хватало еще, чтобы где-то какая-то диверсия была. Это очень серьезные вещи. Поэтому не надо пытаться приватизировать все подряд.

Беседовал Святослав Цеголко



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!