УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Крымский транспортный переход – попытка №5

0

Пятая по счету попытка не базируется на конкретном плане преодоления препятствий, обрекших на провал все предыдущие

С начала прошлого века предпринимаются попытки соединить транспортным переходом Крым с Кавказом через Керченский пролив, но каждый раз они заканчиваются неудачей.

В 1903 году сын известного химика Владимир Менделеев не смог реализовать свой проект из-за отсутствия финансов. В 45-ом в результате мощного ледохода был обрушен временный мост. В 1954-м из-за аппаратных игр предпочтение в финансировании отдали Ленинградской защитной дамбе, а крымчанам пришлось довольствоваться паромной переправой. В истории независимой Украины причиной провала стали попытки реализовать экономический проект исключительно политическими методами.

Так, в 1994 году вопрос о строительстве моста поднимали представители Республиканского движения Крыма, выступавшего за воссоединение с Россией. Они стремились наладить непосредственную связь с бывшей метрополией в обход территории Украины.

Во второй раз идею объединения России с Крымом с помощью трехъярусного моста высказал мэр Москвы Юрий Лужков в 1999 году, ее, кстати, поддержал тогдашний спикер Верховного Совета автономии Леонид Грач. Имитация деятельности вокруг проекта особенно активизировалась (вплоть до создания ЗАО «Керченский мост», в котором 75% акций принадлежало правительству Москвы) перед парламентскими выборами 2002 года.

Российские эксперты не скрывали, что строительство транспортного перехода имеет большое значение для поддержки русскоязычного населения Крыма и обеспечения подразделений морских сил, базирующихся на полуострове и обеспечивающих охрану границ на Черном Море.

На сегодняшний день из нескольких вариантов транспортной связки: строительство моста, тоннельный или комбинированный вариант, улучшение паромной переправы – выбор остановили на тоннеле. Хотя еще в 2001 году, по оценке российских специалистов, стоимость строительства различных вариантов тоннеля составляла более 2,3 млрд. дол., что было в 1,3-1,6 раза дороже предлагаемых вариантов строительства моста.

Наиболее перспективным вариантом среди мостовых переходов признавалось строительство моста на Тузле, который был дороже – около 1,6 млрд. дол, – но проходил по самому короткому маршруту и обеспечивал лучшие возможности для развития сопутствующей инфраструктуры. Сам губернатор Краснодарского края Александр Ткач признавал, что строительство дамбы, спровоцировавшей межгосударственный конфликт, было одним из этапов реализации этого плана.

Украинская сторона проекты строительства моста оценивала в 1,4 млрд. дол., а тоннеля – 750-800 млн.дол. Кроме того, как оказалось, строительство моста негативно повлияет на экологию, а сам мост будет весьма уязвим в случае стихийных бедствий. Сыграло свою роль и отсутствие запасного варианта для прохождения судов через Керченский пролив в случае такого форс-мажора. Как оказалось, строительство тоннеля лишено всех этих недостатков, но в этом случае придется учитывать сложные природно-климатические, гидрологические и геологические условия вместе с высокой сейсмичностью в этом регионе.

Тем не менее эти сложности не останавливают руководство Крыма, которое подтвердило намерение построить подземный транспортный коридор. Три тоннеля, один из которых будет техническим, протяженностью 15 км, планируют построить за 3,5 года. Стоимость проекта – около 783 млн. дол. при расчетной загрузке 150 млн. т. грузов и 15 млн. пассажиров в год, что позволит окупить затраты в течение 10 лет.

Преимущества от реализации проекта неоспоримы. Он позволит сократить протяженность маршрута на 500 км, или на 12 часов пути, что в свою очередь скажется на экономии топлива и удешевлении грузопотока. Создание транспортного перехода через Керченский пролив радикально изменит положение Крыма не только в системе транспортных коммуникаций Украины, но и Европы. Из транспортного тупика Крым превратится в транзитную территорию в системе международных перевозок, что положительно скажется на его экономическом развитии.

Новая транспортная артерия также принесет и геополитические выгоды. Поддерживаемый Европой проект развития транспортной инфраструктуры ТРАСЕКА, соединяющий Европу и Азию, идет в обход территории России – через Турцию. Тоннель может стать его альтернативой, позволив увеличить транзитный потенциал стран-участниц. Транспортный переход может служить и для транспортировки каспийской нефти дальше в страны Запада.

Но и эта, пятая по счету попытка не базируется на конкретном плане преодоления препятствий, обрекших на провал все предыдущие. Во-первых, этот проект выходит за рамки регионального, и потому для его реализации необходимо межправительственное соглашение. О готовности подписать его в ближайшее время сообщалось уже несколько раз, но дальше обещаний дело не пошло. Подписание соглашения откладывается не только из-за неготовности сторон обсудить конкретные детали проекта, но и нерешенности правового статуса Азовского моря и отсутствия четкого определения морской границы между двумя государствами. Однако, учитывая стремление украинского руководства заручиться поддержкой России в виду президентских выборов, эта проблема может быть решена в ближайшее время.

Во-вторых, все еще не решен вопрос о том, как проект будет финансироваться. Для его реализации планируется создать ЗАО «Керчь-Крым», акции которого будут распределены поровну между участниками проекта: по 27,5% будет принадлежать правительствам Украины и России, по 20% – Совету министров Крыма и администрации Краснодарского края.

По словам инициаторов проекта, хотя заинтересованность в нем уже выразили фирмы из Японии, США, Китая и нескольких европейских стран, никаких конкретных предложений у них пока еще нет, а рассчитывать на финансирование проекта из бюджетов России или Украины не приходится. Кроме того, переход может постигнуть судьба его европейского двойника – тоннеля под Ла-Маншем. Евротоннель, который обошелся в 18,3 млрд. евро, оказался на грани банкротства из-за слишком высокой стоимости перевозок. В итоге неполная загрузка мощностей не позволила выйти на расчетные цифры. Ведь не известно, в каком направлении будут двигаться грузопотоки спустя 30-50 лет, что, безусловно, будут учитывать иностранные инвесторы проекта.

Однако куда большие опасности подстерегают транспортный переход в том случае, если его в очередной раз попытаются использовать в политических целях. После конфликта вокруг Тузлы Украина с особым недоверием будет относиться к лозунгам об «объединении двух стран» либо о «начале воссоединения бывших советских республик», под которыми подобные проекты подавались ранее.

Елена Остроумова

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: proUA

Теги:

Версия для печати
42547
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus