Главная Новости Политика Цхинвальский вальс Саакашвили
commentss НОВОСТИ Все новости

Цхинвальский вальс Саакашвили

13 августа 2004, 11:36
Поделитесь публикацией:
Цхинвальский вальс Саакашвили

Инициатива грузинской стороны – демилитаризировать Южную Осетию и вывести из региона все вооруженные формирования – встретила лишь слегка скрываемую улыбку российских военных.

В ночь с 11 на 12 августа между Цхинвалом и грузинским селом Тамарашени произошла перестрелка с применением артиллерийских систем. Есть раненные и разрушения. Грузинские власти возложили ответственность на осетинскую сторону и на российских миротворцев. По словам замминистра госбезопасности Грузии Гиги Угулава, именно российские миротворческие силы в ночь на среду открыли огонь из гаубиц и БМП по Тамарашени, а также "на протяжении ночи снабжали осетинскую сторону информацией о перемещениях грузинского миротворческого контингента".

Руководство Южной Осетии дает прямо противоположную картину событий. МВД Южной Осетии заявило, что грузинские войска обстреляли некоторые районы Цхинвала, а также два села в Наурском и Цхинвальском районах. Огонь, по данным южноосетинской стороны, велся из автоматов, пулеметов, гранатометов и минометов.

На протяжении июля – начала августа ситуация в самопровозглашенной Республике Южная Осетия (РЮО) оставалась сложной и напряженной. Официальные Тбилиси и Цхинвал обвиняли друг друга в провокациях, подготовке к боевым действиям и ведении информационной войны.

В то же время, очевидно, что в условиях нынешнего кризиса тот, кто начнет масштабные боевые действия, у кого первого не выдержат нервы, окажется в проигрышной ситуации. Лидер непризнанной Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты в случае срыва подтвердит правоту грузинских руководителей, которые называют его "бандитом" и "марионеткой в руках Москвы". Тбилиси получит моральное право реализовать свое значительное военно-техническое преимущество и отбросить за ненадобностью предложения об особом статусе в будущей федеративной Грузии. Если же Михаил Саакашвили отдаст приказ штурмовать Цхинвал, то он лишится репутации "политика новой волны" и утратит поддержку Запада.

"Игра нервов"

Кампания в Южной Осетии готовилась со времени "бархатной революции" в Тбилиси. Команда Саакашвили прорабатывала несколько сценариев развития событий, в частности т.н. "полусиловую интеграцию". Основной акцент делался на внешнее вмешательство в конфликт США и ЕС.

На протяжении июня грузинское руководство проводило активную информационную кампанию с целью сформировать на Западе благоприятное общественное мнение для реализации собственного сценария урегулирования конфликта в Южной Осетии. В частности утверждалось, что данный конфликт менее интенсивен и идеологизирован, чем в Абхазии, отсутствует этническая вражда, не существует проблемы десятков тысяч беженцев и т.п. Вопрос состоит исключительно в наличии в Цхинвале "преступного режима", который непопулярен среди самих осетин и держится исключительно на контрабанде и российских спецслужбах. С другой стороны, руководство Южной Осетии посредством своих и части российских СМИ формировало образ нового Президента Грузии Саакашвили, как реваншиста и националиста.

Ситуация начала стремительно разворачиваться после акции грузинских спецслужб по "изъятию" ракет для боевых вертолетов у российских миротворцев. Следующим шагом стал захват осетинами грузинских полицейских (их поставили на колени и демонстрировали перед толпой и телекамерами на центральной площади Цхинвала), приглашение "добровольцев" из Абхазии и России.

В свою очередь, грузинские полицейские недалеко от Цхинвала задержали российскую автоколонну с гуманитарной помощью, которая предназначалась жителям нескольких осетинских сел. Грузинская сторона требовала заплатить таможенный сбор. Командующий Смешанными силами по поддержке мира генерал Святослав Набздоров, который сопровождал колонну, категорически отказался сделать это. Противостояние на границе продолжалась два дня, пока грузинские полицейские не отступили.

10 июля по распоряжению Президента Грузии был создан штаб Грузинского координационного центра по урегулированию ситуации в Южной Осетии. 15 июля появился указ Президента Грузии о прекращении любых передвижений вооруженных людей и оружия в Цхинвальском регионе.

Временно снять напряжение должен был протокол московского заседания Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта (СКК). Однако работа СКК 14 июля была фактически сорвана из-за неуступчивости сторон.

Предложение Грузии сводилось к установлению смешанных постов на Рокском перевале, который соединяет Южную Осетию с Россией. Контроль над Рокским туннелем — важнейший вопрос для Грузии. Без него Тбилиси не сможет реально влиять на южно-осетинский режим, и, как и раньше, будет нести убытки от контрабанды. Тем более что перевал для Цхинвала – что-то наподобие "дороги жизни", как канал для беспрепятственного ресурсного трафика и, в случае войны – живой силы в виде добровольцев с Северного Кавказа.

Такая постановка вопроса была неприемлема для России и Южной Осетии.

Лишь после переговоров в Тбилиси Посла по особым поручениям МИД РФ Льва Миронова и советника Президента США по урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве Стивена Манна удалось сдвинуть с места работу СКК.

15 июля участники СКК подписали протокол, согласно которому стороны обязались вывести все "незаконные вооруженные формирования" из зоны конфликта, причем Грузия согласилась вообще не вспоминать в итоговом тексте документа словосочетание "Рокский туннель", хотя до этого настаивала на размещении там поста грузинской финансовой полиции. Документ содержит обращение к руководителям в Тбилиси и Цхинвале не применять силовые действия при разрешении конфликта.

Под протоколом совещания стоит подпись госминистра Грузии по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, что дало повод осетинам требовать вывести из зоны конфликта все грузинские подразделения внутренних войск и полиции, расположенные там без согласования с СКК.

Представитель Южной Осетии Ирина Гаглоева заявила: "Речь идет о 200 военнослужащих внутренних войск Грузии, которые находятся в Джавском районе — 50 в селе Эредви, 30 в селе Вариани. В случае отказа Южная Осетия начнет принимать соответствующие меры".

Однако протокол лишь перевел противостояние Тбилиси и Цхинвала в рамки информационной войны. Стороны активно соревновались в том, кто быстрее отведет войска из зоны конфликта, а заодно найдет нарушения у соперника.

Кроме того, Грузия старалась показать воинскую мощь и готовность к силовым решениям. Так, 17 июля на воинской базе министерства обороны Грузии в Вазиани (возле Тбилиси) состоялись общие показательные учения грузинских и британских военнослужащих в рамках "Georgian Express 2004". По сценарию учений, грузинские и британские военнослужащие проводили антитеррористическую операцию. В операции были задействованы 400 человек – британские военнослужащие и батальон грузинских "командос". Учения "Georgian Express 2004", первые в своем роде, являются частью программы воинской помощи правительства Великобритании и проводятся под эгидой программы НАТО "Партнерство во имя мира".

19 июля Михаил Саакашвили побывал в селах Тквиави и Эредви, расположенных недалеко от Цхинвала. Визит имел целью повлиять на расположение духа грузинского населения Южной Осетии, которое уже начало формировать отряды самообороны.

Южная Осетия – это лоскутное образование. Этнические поселения грузин и осетин разбросаны по всей республике. От Джавы (большого осетинского поселения) идут грузинские села к самому Цхинвалу (который фактически зажат грузинскими анклавами). Часть осетин проживает на территории Грузии, а грузин – на осетинской.

Много грузин Южной Осетии поддерживает Саакашвили. Это, в свою очередь, создает угрозу грузинским поселениям, которые уже окрестили грузинской "пятой колонной". Все осетинские села создали ополчения, которые подчинены Минобороны РПО. Населению роздали стрелковое оружие.

18 июля появилось сообщение из Цхинвала, которое грузинские эксперты оценили, как попытку осетинских властей вступить в переговоры с Тбилиси. Так, Эдуард Кокойты заявил, что намеревается помочь сванам, которые пострадали от стихийного бедствия в горной Сванетии. Это заявление прокомментировал председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Грузии Гиви Таргамадзе: "Кокойты убедился, что Россия ему не товарищ, и решил повернуться лицом к Грузии. Что ж, это можно только приветствовать. Если он хочет помочь Сванетии, мы с большим удовлетворением примем эту помощь. Больше того, спасибо скажем".

Кроме того, цхинвальское руководство сделало достоянием гласности информацию о том, что наемники оставляют зону конфликта.

Тем не менее, 19 июля на протяжении двух часов грузинская сторона обстреливала участок южноосетинской милиции. Огонь из разных видов оружия велся со стороны грузинского горного села Хеити, что в двух километрах от Цхинвала. В штабе миротворцев факт обстрела подтвердили. В ответ 23 июля в зоне конфликта (долина Большой Лиахвы) осетинская сторона открыла огонь из сел Квернети и Ачабети. Проводилось укрепление окраин осетинского села Андзиси. Из Цхинвала во Владикавказ были эвакуированы дети и женщины. Тбилиси ввел в зону конфликта на границе с Джавским районом около 600 военнослужащих внутренних войск.

25 июля грузинские спецслужбы распространили информацию о том, что в Джавский район было переброшено около 500 волонтеров из числа абхазцев и российских казаков.

Следует также отметить, что за июнь-июль через Рокский туннель из Северной Осетии прибыли танки, бронетранспортеры, артсистемы – минометы, легкие зенитные артустановки, одна установка "ГРАД" и огромное количество боеприпасов. В свою очередь, на западной границе Южной Осетии уже сосредоточены группировки грузинских войск численностью до 1200 человек. Вероятно, что их задачей является: перекрыть движение по Транскавказской магистрали и блокировать южный портал Рокского туннеля.

Во время открытия заседания Верховного Совета Аджарской Автономной Республики в Батуми Президент Грузии М.Саакашвили заявил, что "в Москве существуют и агрессивно действуют имперские силы". А в качестве примера назвал командующего миротворческими силами в Южной Осетии генерала Святослава Набздорова, который "осмелился запретить жителям грузинского села Южной Осетии поднять государственный флаг Грузии". "Я не признаю договоренностей, которые запрещают нам в центре Грузии поднимать национальный флаг. Я готов выйти из настоящих договоренностей и денонсировать их". Таким образом, Президент Грузии фактически пригрозил России возможностью одностороннего выхода из Дагомыских соглашений 1992 года, подписанных после окончания грузино-осетинской войны.

В свою очередь, МИД РФ выпустил специальную ноту. Российские дипломаты попробовали предостеречь Тбилиси и напомнить, что Дагомыские соглашения "предусматривают механизмы для решения всех возможных спорных вопросов", имея в виду работу Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта. МИД России признал, что "в случае, если одна из сторон захочет выйти из соглашений, это ее право", но пригрозил возможностью "возобновления конфликта".

5 августа Госдума РФ приняла заявление, в котором отмечается, что "в условиях непрекращающихся угроз со стороны руководства Грузии в отношении граждан России, постоянно проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии, возникают обстоятельства, посягающие на суверенитет РФ".

"Конфликт на территории бывшей Грузинской ССР стремительно движется в сторону широкомасштабного военного противостояния на Кавказе", — отмечается в документе. "По вине руководства Грузии в него может быть втянута Российская Федерация. В условиях развития военного конфликта в него могут быть вовлечены тысячи граждан России, проживающих в республиках Кавказского региона", – сказано в документе.

В ответ в начале августа около села Сарабук (пригород Цхинвала) под обстрел попала колонна российской делегации во главе с председателем думского комитета по делам СНГ Андреем Кокошиным. Тогда грузинская сторона заявила о своей непричастности к инциденту. Более того, грузинский Президент Михаил Саакашвили заявил о том, что российские военные вертолеты регулярно нарушают грузинское воздушное пространство, а возле Владикавказа российские спецслужбы готовят вооруженные отряды южных осетин.

Внешние факторы

В середине июля Михаил Саакашвили очередной раз выступил с предложением изменить существующий формат миротворческой операции в Южной Осетии. Тбилиси заинтересован в участии вооруженных подразделений стран НАТО и ЕС. Таким образом, Грузия смогла бы уменьшить влияние России и создать благоприятные условия для "интеграции Южной Осетии". В Лондоне М.Саакашвили заявил, что на Россию нужно нажать: "Если продолжать давление Запада на Россию, то через шесть месяцев или больше эти несколько тысяч людей (то есть жителей Южной Осетии) будут целиком интегрированы в Грузию". "Контрабандные пути из Южной Осетии перекрыты" и "что касается интеграции в Грузию Цхинвала, Джавы, Кваиси и еще двух осетинских сел – это дело нескольких месяцев".

Комментируя это заявление грузинского лидера, секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов заявил, что "Россия готова оказывать содействие решению проблемы между Тбилиси и Цхинвалом, но она не может подменять стороны". "Попытки призывать кого-то решать проблемы извне мне кажутся контрпродуктивными, ничего, кроме осложнений, они не принесут". Он также выразил ожидание, что "у грузинского руководства хватит мудрости не перекладывать свою ответственность на других, а конструктивно принимать участие в переговорах непосредственно с заинтересованными сторонами".

В этом Россию поддержали и США. Так, спецпредставитель Госдепартамента США С. Манн и посол Р. Майлз активизировали контакты с миссией ОБСЕ и посольством России в Тбилиси. А американский посол в Москве Вершбоу даже заявил, что о вступлении Грузии в НАТО надо еще хорошо подумать.

Исчерпывающий ответ дал официальный представитель Госдепартамента США Адам Эрели, который отметил, что США продолжат "настоятельно советовать Грузии работать вместе с Россией и лидерами Южной Осетии с целью снижения напряженности".

Чтобы нажать на США и ЕС, грузинская сторона приостановила строительство нефтепровода Баку — Джейхан под предлогом изучения экологической ситуации и возможных убытков для месторождений минеральной воды Боржоми. Строительство предполагалось заморозить на две недели и восстановить, когда компании, среди которых нефтяной гигант Вrіtіsh Реtrоlеuм, предоставят документальные доказательства того, что они приняли максимальные меры безопасности.

Тем не менее, эти действия Тбилиси лишь усилили давление со стороны Лондона и Вашингтона на грузинское руководство. Так, по мнению британской Independent, в результате переговоров между Президентом Грузии Михаилом Саакашвили и Министром обороны США Дональдом Рамсфелдом и помощником Государственного секретаря США Элизабет Джонс 5 августа, грузинское правительство в срочном порядке возобновило строительство нефтепровода. Как отмечают эксперты, грузинская сторона так и не получила политических дивидендов.

Ничего не принес и личный визит Михаила Саакашвили в США. По сути, его пропагандистская речь о "криминализированных" режимах Южной Осетии и Абхазии, вмешательстве России во внутренние дела Грузии и т. п. не возымела действия. Вот несколько цитат из его заявлений для американской прессы: вторжение российских судов в территориальные воды Грузии предположительно связано с провозом в Абхазию наркотиков и оружия. Причем предыдущие правительства Грузии не обращали на это внимания, а размещенные в регионе "так называемые российские миротворцы всячески поддерживали". Действия России диктуются "какой-то имперской гордыней" и направлены на углубление экономического и политического кризиса в Грузии. Россия играет на эмоциях и оскорбляет суверенитет Грузии тем, что в официальных документах называет ее "территорией Грузии в составе СССР".

Но то ли в Вашингтоне все заняты избирательной кампанией, то ли Белый Дом не намерен менять своего отношения к урегулированию конфликтов на Кавказе, но Саакашвили не услышал знаковых заявлений. В итоге: США по-прежнему настаивают на необходимости сотрудничества Тбилиси с Россией и возобновлении работы Смешанной контрольной комиссии.

Пока что в стороне от конфликта остается и ООН. Как заявил глава Организации Кофи Аннан, ООН очень внимательно следит за тем, что происходит в Южной Осетии, но пока воздержится от направления в зону конфликта своих наблюдателей и тем более – от развертывания там миротворческих сил. По его словам, переговоры между правительствами России и Грузии помогут успокоить ситуацию.

Интрига усилилась после провала миссии Министра обороны Грузии Георгия Барамидзе в Москве. Инициатива грузинской стороны – демилитаризировать Южную Осетию: вывести из региона все вооруженные формирования, кроме миротворцев и местной полиции, – встретила лишь слегка скрываемую улыбку российских военных.

Еще больший скепсис вызвало заявление грузинского министра, сделанное им в интервью "Коммерсанту". Так, Барамидзе подтвердил, что Грузия готова "открыть российскому капиталу ворота для инвестиций в грузинскую экономику. Не только частному, но и государственному. Дать возможность принять участие в приватизации не только обычных экономических объектов, но и стратегических. Я имею в виду и центральный газопровод, проходящий через Грузию, который снабжает и Армению, и систему ЛЭП, и грузинские порты". Но это будет только тогда, когда Россия откажется от своей имперской идеологии. Фактически Тбилиси в лице Барамидзе предложил России лояльность в экономике в обмен на "мятежные территории".

Но российская сторона оказалась невосприимчивой к заигрыванию Грузии. По словам Министра обороны России Сергея Иванова, ситуация в Южной Осетии может быть урегулирована только в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК). "Другого пути нет. Это единственный существующий механизм, другого нет, а если и будет, то его появление в ближайшее время не предвидится". Кроме того, как заявил Посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Савольский, в Москве сомневаются в возможности подписания предстоящей осенью российско-грузинского межгосударственного рамочного договора. Савольский отметил, что еще остаются некоторые расхождения между сторонами по проекту "большого договора", которые касаются вопросов обеспечения безопасности. Кроме того, по его словам, "грузино-южноосетинский и грузино-абхазский конфликты также негативно влияют на атмосферу переговоров".

В отсутствие поддержки со стороны мировых игроков Тбилиси обратился к Киеву и лично к Президенту Украины Леониду Кучме. Этим можно объяснить неожиданный неофициальный визит Михаила Саакашвили 10 августа в Крым. Грузинский лидер надеется на посредничество Леонида Кучмы в налаживании отношений с Кремлем. На сегодняшний день Кучма является главой СНГ и достаточно влиятельной фигурой в постсоветских раскладах. Несмотря на разгар избирательной кампании в Украине и возможный отход Кучмы от дел, Саакашвили рассчитывает и на авторитет украинского Президента, и на его неформальные каналы связи с Москвой.

Речь не идет о втягивании Украины в роль миротворца в урегулировании конфликтов в Грузии или о предоставлении вооружений (на этой теме тут же начали спекулировать российские и отечественные СМИ). Разговор двух президентов шел о возможном посредничестве Киева в поиске неформальных каналов диалога Тбилиси – Москва, которые были утрачены Михаилом Саакашвили в результате непродуманной эскалации в Южной Осетии.

Прогнозы

Таким образом, нынешняя ситуация вокруг урегулирования конфликта в Южной Осетии характерна:

· повышением интенсивности силовых демаршей сторон конфликта;

· наличием реваншистских настроений по обе стороны конфликта, концентрацией оружия и боеприпасов в районе границы, подготовкой силовых структур к боевым действиям;

· игрой "в провокации" – попытками с обеих сторон спровоцировать друг друга к силовым действиям;

· наличием внешнего фактора и "включением" внерегиональных сил в решение данного конфликта.

Это дает основания для выделения нескольких сценариев дальнейшего развертывания событий:

1. Начало боевых действий. Вероятность такого сценария достаточно высока, учитывая концентрацию в зоне конфликта военной техники и вооруженных группировок Грузии и Южной Осетии. Любой инцидент с кровью может сработать, как пусковой крючок. Начнется непредвиденное развитие конфликта: хаотичные вооруженные столкновения с ограниченным количеством потерь, дальше – радикализация определенных политических сил, массовые акции, этнические зачистки. Политики будут уже не руководить процессом, а станут заложниками этих процессов.

2. Модернизованный "аджарский сценарий". Такой сценарий имеет два вектора:

А). Тбилиси провоцирует другие стороны на силовые действия, чтобы получить политическое преимущество. Так, в случае если руководство Южной Осетии прибегнет к гонениям грузинского населения в РЮО, то Тбилиси получит весомый аргумент для проведения полицейской операции для защиты своих соотечественников. Подобная операция состоится при пассивной поддержке ОБСЕ и Запада. Россия будет вынуждена прибегнуть лишь к пассивному сопротивлению.

Б). Интеграция Южной Осетии в Грузию начинается с мирного похода оппозиционно настроенных граждан РЮО на Цхинвал и захватом власти. Грузинские НГО уже работают над формированием ориентированного на Тбилиси "третьего сектора" в Южной Осетии, создаются оппозиционные партии, поддерживаются конкурирующие с Кокойты осетинские кланы, налаживается диалог групп экономических интересов (по сути – криминальных авторитетов).

3. Сохранение статус-кво

Предполагает "войну нервов", при которой все-таки удастся сдержать ситуацию. Этот вариант целиком зависит от позиции Запада и России, которые не заинтересованы в преобразовании Кавказа из тлеющей в горящую точку. Москва не может позволить возникновение нестабильной зоны вокруг Чечни, что автоматически активизирует деятельность чеченских повстанцев. США и ЕС заинтересованы в реализации транскавказских энергетических проектов, для чего необходима стабильность в регионе.

Украинский счет

Для Украины же целесообразно устраниться от активного участия в урегулировании данного конфликта. Втягивание Киева в качестве миротворческой миссии или посредника для решения противоречий между Тбилиси и Цхинвалом создаст сложности для реализации интересов Украины на Кавказе. Украина заинтересована в стабильности в регионе. Тем более что она не имеет достаточных рычагов влияния на стороны конфликта, на те силы, которые определяют политику в регионе.

Виталий Кулик, Директор Центра исследований проблем гражданского общества



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!