Главная Новости Политика Наивный Шредер решил остановить Кирпу
commentss НОВОСТИ Все новости

Наивный Шредер решил остановить Кирпу

13 августа 2004, 17:26
Поделитесь публикацией:
Наивный Шредер решил остановить Кирпу

Покуда в Украине озабочены тем, кому достанется главный приз года, Киев мало волнует то, как его позиция по столь незначительному вопросу будет воспринята в Европе и мире

Строительство канала по Дунаю вновь стало поводом для критики действий Украины из-за рубежа. Немецкий канцлер Герхард Шредер, пребывающий с официальным визитом в Румынии, обвинил Киев в безответственности, поскольку Украина решилась на строительство канала "Дунай — Черное море" без проведения соответствующей международной экологической экспертизы.

Впрочем, такое заявление можно рассматривать как жест вежливости, который вместе с обещанием закончить переговоры о вступлении в ЕС уже к концу этого года, сделал г-н Шредер румынам. Делать красивые заявления вполне в духе немецкого канцлера. Помнится, во время визита в Киев в декабре 2001 г., после разразившегося скандала с пленками Мельниченко, заявил, что ЕС должен определиться с временными рамками предоставления Украине статуса ассоциированного члена, тем самым, оказав моральную поддержку украинскому руководству.

Именно Румыния наиболее активно выступает против строительства украинского "окна" в Черное море через Дунай, опасаясь потери монополии над дунайским грузопотоком. Сегодня большая его часть приходится на Румынию, имеющую в своем распоряжении 3 судоходных канала, в то время как доля практически безканальной Украины составляет всего 1-2%. А за возможность выхода из Дуная в Черное море украинское государство платит соседке около $ 1 млн. в год.

После запуска канала, который намечен на 1 сентября, ситуация изменится коренным образом. Киев сможет переключить на себя около 60% грузопотока. Кроме того, перед Украиной открывается перспектива стать участником предложенного Россией Евросоюзу международного транспортного коридора "Волга-Дон-Дунай" с выходом на морские линии Каспия, который позволит перевозить до 15 млн. тонн грузов.

Впрочем, споры вокруг строительства дунайского канала ведутся уже не первый год. О необходимости построить канал задумывались еще во времена Советского Союза — в конце 60-х годов прошлого столетия. Но предложенные варианты так и не были одобрены. Спустя полвека, в июле 2001 г. Министерство транспорта утвердило план первоочередных мер по созданию маршрута "Дунай-Черное море" в украинской части дельты Дуная.

Два года спустя, в июне 2003 г. президент Украины подписал указ, которым одобрил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о строительстве судоходного пути "Дунай-Черное море". В октябре этого же года Кабмин утвердил план строительства, выбрав из предложенных вариантов маршрут по устью Быстрому – части Дунайского биосферного заповедника, входящего в мировую сеть биосферных резервов ЮНЕСКО.

Такое решение вызвало решительный протест со стороны ученых и защитников окружающей среды, которые заявили, что строительство нанесет непоправимый вред заповеднику. С аналогичными обвинениями в адрес украинской стороны выступили и представители международных экологических организаций – "Гринписа" и Фонда защиты дикой природы. Однако попытки экологов отстоять свои позиции в суде не дали положительного результата.

С 11 мая 2004 г., когда стартовало строительство канала, Румыния начала более активно проявлять свое недовольство действиями Украины. Вскоре к ней присоединилась и Европейская комиссия, которая призвала остановить строительство канала. В ответ украинский МИД выступил с заявлением, что канал не строится, а восстанавливается, поскольку судоходство по нему осуществлялось до 50-х годов прошлого столетия. В свою очередь Министерство транспорта Украины уверяет, что маршрут через устье Быстрое является наиболее оправданным и выгодным из возможных вариантом, и намерено придерживаться жестких правил во время строительства и эксплуатации канала.

В ведомстве Георгия Кирпы также прогнозируют, что новый канал создаст более 4 млн. рабочих мест и позволит увеличить грузооборот украинских дунайских портов до 2 млн. тонн в год, а сам проект, стоимостью 129 млн. грн., должен окупиться за 9 лет. Впрочем, за счет низких тарифов, которые ниже румынских в три раза, транспортники надеются увеличить и вернуть потраченные деньги досрочно.

Возможно, в другое время спор вокруг строительства канала и стал бы главной темой во внешнеполитических отношениях Украины и превратился в топ-новость, волнующей общество и соседей. Тогда бы, уступая внешнему давлению и требованиям общественности, украинскому правительству пришлось бы заморозить или отложить строительство до согласования позиций всех заинтересованных сторон. Но сегодня, когда в Украине куда больше озабочены тем, кому достанется главный приз года – победа на президентских выборах, Киев мало волнует то, как его позиция по столь незначительному вопросу будет воспринята в Европе и мире.

Более того, если рассматривать инцидент вокруг канала в более широком контексте – на фоне роста напряженности в Приднестровье и угрозы начала вооруженного конфликта между Южной Осетией и Грузией, которые вызывают серьезную озабоченность у международного сообщества, то у него нет никаких шансов на то, чтобы стать предметом серьезных обсуждений на высоком уровне. И если не ко Дню независимости, как планировалось раньше, то в течение ближайших месяцев строительство все же будет завершено, и только результаты использования канала покажут, насколько верными были предостережения экологов и расчеты Минтраса.

Елена Остроумова



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!