15 сентября 2004, 14:08
Поделитесь публикацией:
Риски бюджета-2005

Как это ни парадоксально звучит, не новые деньги потребуются правительству, а "мужество" не допустить дальнейшего стремительного расширения бюджета

Бюджет-2005, как и следовало ожидать, вызвал противоречивую реакцию. Ведь он всегда в большей степени был политическим, а не экономическим инструментом.

Впервые украинское правительство планирует "заработать" за год более 100 млрд. – доходы достигнут 110 млрд. грн., расходы – 117 млрд. грн. Насколько такие ориентиры реалистичны? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит оценить бюджетные перспективы нынешнего года.

Прежде всего следует отметить, что высокие темпы роста экономики страны в последние два года обеспечили значительный рост консолидированного бюджета. Доходы в 2003 г. составили 75,3 млрд. грн., что на 21% больше, чем в 2002 году, и находится в соответствии с реальным 9,3% экономическим ростом и 5,3 среднегодовым индексом инфляции в 2003 г.

В нынешнем году темпы роста ВВП очевидно удержатся на уровне 12% при среднегодовой инфляции 7%, благодаря чему доходы консолидированного бюджета достигнут 90 млрд. грн. (напомним, в пересмотренном в июне бюджете-2004 доходы госбюджета запланированы на уровне, несколько превышающем 65 млрд. грн.).

Следовательно, даже в условиях консервативного сценария Министерства экономики на 2005 г. (реальный рост ВВП – 8,6%, годовая инфляция – 6,2%) доходы в 110 млрд. грн. вполне согласованы с ожидаемой макроэкономической динамикой. При этом консолидированный бюджет в структуре ВВП в 2000-2004 гг. составлял 27-28%. Очевидно, такой ориентир взят правительством и для бюджета 2005 года.

Следует учесть, что нынешний 2004 год выглядит значительно привлекательнее, чем предыдущие. В начале года обеспечение доходной части связывали с высокими рисками снижения бюджетных поступлений вследствие налоговой реформы. Однако никакого снижения не произошло.

Повышение уровня предполагаемых доходов граждан, стабильность гривни и укрепление доверия к ней, а также отсутствие внешних шоков, в свою очередь, позволили экономике удерживать высокие темпы реального роста. Позитивную роль также сыграла более высокая социальная направленность бюджета нынешнего года. Так, расходы на образование в нынешнем году, очевидно, достигнут 17 млрд. грн. (при 6,9 млрд. грн. в 2000 г.), расходы на здравоохранение – 11 млрд. грн. (при 4,9 млрд. грн. в 2000 г.), в полтора раза за этот же период возрастут расходы на социальную защиту и социальное обеспечение. Средняя заработная плата к концу нынешнего года, вероятно, превысит 600 грн., по сравнению с 250 грн. в 2000 г.

Теоретически социальные выплаты нынешнего года могли бы быть еще выше – правительство достаточно уверенно аккумулирует на своих счетах значительные ресурсы. Так, если на счетах правительства в НБУ в начале года было около 5 млрд. грн. (в банковской системе – немногим более 6 млрд. грн.), то уже на начало сентября этот показатель достиг 19 млрд. грн. Наверное, именно эти ресурсы имеют в виду те, кто требует дальнейшего расширения социальных выплат. Несомненно, значительную долю средств правительство аккумулировало в преддверии новых расширенных выплат перед выборами.

При этом никто не сомневается, что повышение номинальных доходов не самоцель. Однако уже сейчас отчетливо видны значительные социально-экономические риски, связанные с бюджетом. Отметим два из них.

Во-первых, необходимость сохранить реальную стоимость денег, покупательную способность гривни. Даже без указанных миллиардов правительства денежная база с начала года за восемь месяцев расширилась на 32%, и только сохранение высоких темпов экономического роста сдерживает инфляционное давление.

Очевидно, что требования увеличить социальные выплаты будут усиливаться – правительству требуется и дальше доказывать свою социальную направленность, а оппозиции и дальше критиковать правительство за неудовлетворительную борьбу с бедностью.

Поэтому, как ни парадоксально это звучит, не новые деньги потребуются правительству, а "мужество" не допустить дальнейшего стремительного расширения бюджета, популистских обязательств государства. Следует помнить, что граждане с низкими доходами практически все свои доходы расходуют на потребительском рынке. И в первую очередь страдают от инфляционных шоков. Поэтому, как бы ни было велико желание искоренить бедность наискорейшим образом, массовое денежное вливание не только не решит проблему бедности в стране, а скорее усугубит ее через раскручивание инфляции и утрату покупательной способности гривни. Очевидно, "хотели как лучше…".

Второй риск связан с источниками финансирования дефицита бюджета (напомним, только дефицит госбюджета достигнет 5 млрд. грн.). Здесь вызывают сомнение возможности его финансирования за счет внутренних источников.

Что же касается внешних заимствований, то следует учесть, что расходы правительства на внешние выплаты в 2005 году оцениваются в 1,7-1,9 млрд. долларов (из них процентные выплаты – 300-400 млн. долларов). Даже если в 2005 году правительство действительно разместит желаемый 1 млрд. долларов, все равно дефицит ресурсов на эти цели достигнет 500 млн. долларов. В связи с чем правительству потребуется дополнительно изыскать 10 млрд. гривень для полного сбалансирования бюджета. Далеко не тривиальная задача.

Итак, формально бюджет-2005 выглядит достаточно взвешенным. Что никак не снимает высоких рисков, связанных с его выполнением.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!