УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

ТНК-ВР будет юзать «Одесса-Броды» до 2009 г?

0

В 2007 году заканчивается контракт Украины с ТНК-ВР относительно реверса “Одесса-Броды”. Трубопровод до Полоцка может появиться лишь в 2009-м. Чьей станет труба еще на два года?

В Варшаве украинские и польские нефтяные стратеги ломали себе головы над достройкой нефтепровода «Одесса-Броды» до Плоцка. Советовались недолго – менее чем через час руководители совместной компании «Сарматия» уже рассказывали журналистам о перспективах.

ТЭО за деньги ЕС

Как ни странно, а оказалось, что “Сарматія” до сих пор не имеет технико-экономического обоснования для маршрута «Одесса-Броды-Плоцк» («ОБП»). По словам представителя украинской «Уктртранснафты» в правлении “Сарматії” Романа Борща, аналитики и эксперты определяли целесообразность транспортировки каспийской нефти из Бродов по «Дружбе» и по железной дороге в Европу, а до стратегического направления через польский Плоцк почему-то не дошли руки. Странно, конечно... Чем же занимался PriceWaterHouseCoopers, который по заказу украинского оператора нефтяных магистралей еще два года назад изучал перспективы создания Євроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) собственно на базе «ОБП»?

Жаль, безусловно, утраченного времени, и это не последняя потеря. Оказалось также, что Украина до сих пор не использовала два миллиона евро, которые щедро в мае минувшего года выделила Еврокомиссия на развитие ЕАНТК на базе «ОБ». Дело в том, что получить средства имело право совместное украинско-польское предприятие, которое будет развивать проект. Украина и Польша были в состоянии создать «Сарматію» только в июле 2004 г...

Деньги европейцев, конечно, не пропали. По крайней мере, «сарматовцы» до сих пор на них рассчитывают. Национальным операторам нефтяных труб в этом деле решили помочь вице-премьеры – украинский Андрей Клюев и польский коллега Ежи Хауснер, – которые подготовили совместное письмо к вице-президенту Европейской комиссии по вопросам транспорта и энергетики Лойолы де Паласио с просьбой дать деньги. «Сарматія» недаром обратилась к высшим чиновникам, ведь Паласіо сможет «оказать содействие» максимум на протяжении месяца - с 1 ноября начинает работать новая Еврокомиссия без Лойолы, которая больше двух лет курировала этот проект в ЕС.

«Сарматія» хочет получить «европейские» деньги в октябре, лишь бы побыстрее объявить тендер на разработку ТЭО. Подготовка экономического обоснования, куда будут входить детальные расчеты необходимых инвестиций в строительство отрезка трубопровода от Бродов до Плоцка и оценка будущей прибыли, займет около полгода.

Кто платит, тот «рулит»

«Сарматія» сегодня пополам принадлежит украинской «Укртранснафте» и польской «Перн Пшиязнь». Компания создана в форме общества с ограниченной ответственностью, с уставным фондом 600 тысяч долларов и громким прибавлением к названию - «международное трубопроводное предприятие». По сути «Сарматія» будет выступать единым посредником правительств Польши и Украины с инвесторами, которые захотят вложить деньги в ЕАНТК.

На базе этой компании в перспективе будет создан инвестиционный консорциум, в который войдут все участники проекта. При этом, руководство «Сарматії» не скрывает, что распределение паев (и разумеется, влияния) изменится не в пользу украинцев с поляками.

«Пшиязнь” и «Укртранснафта» хотели бы сохранить значительное влияние на проект, но, понятно, что он требует значительного финансирования. Тот, кто возьмет на себя это бремя, должен играть большую роль», - отметил Цезарий Левандовский, представитель польского нефтетранспортного монополиста в СП.

Ну что же, ничего странного. Правительства Польши и Украины неоднократно подчеркивали, что этот проект является коммерческим, и они не планируют вкладывать в него государственные средства. Вполне логично, что наибольшие прибыли будут получать инвесторы...

Хотя, с другой стороны, Польша могла бы воспользоваться помощью Евросоюза, который выделил для нее 13 миллиардов евро до 2006 года. Теоретически 500 миллионов из этой суммы смело можно было направить на проект, который - как постоянно утверждают - «позволяет усилить энергетическую безопасность не только Польши, но и ЕС». Тем более что только на строительство автострад поляки планируют израсходовать 2 миллиарда евро в ближайшие годы...

Дивиденды от такой операции очевидны: плата за транзит нефти от Бродов в Плоцк будет идти в государственную казну Польши, а не будет распределяться между инвесторами. Может, поляки боятся, что маршрут никому не понадобится?

Потенциальные, но реальные ли?

«Сарматія» планирует привлекать инвесторов на протяжении года после подготовки ТЭО. Пока проектом больше всего интересуются добывающие казахстанскую нефть – американская ShevronTexaco и национальная Казахстана - «Казмунайгаз». По словам Левандовского, собственно, эти компании демонстрируют «наибольший интерес». Он добавил, что, конечно, другие фирмы тоже имеют интерес к ЕАНТК, но забыл назвать, какие именно.

Добыча нефти в Казахстане действительно возрастает – в январе-июне 2004 года на почти 12% - , а о поиске маршрутов ее поставок в Европу говорят тоже давно. К сожалению, у украинско-польского маршрута есть конкурентные трубопроводы, а ShevronTexaco пока предлагал использовать «Одесса-Броды» как резервуар на случай пробок в Босфоре. Очевидно также, что эти две компании не смогут исключительно за собственные средства достроить необходимый отрезок трубопровода. Правда, Европейский банк реконструкции и развития когда-то обещался приобщиться к проекту, когда увидит ТЭО. Может, вспомнит?..

Сроки и планы

Броды-Плоцк длиной 560 километров планируют построить за 2-3 года. Стороны предварительно решили при его сооружении использовать трубу диаметром 800 миллиметров, что позволит ежегодно транспортировать по нему 25 миллионов тонн нефти. Практически вся она пойдет в Западную Европу. По словам генерального директора «Сарматії» Цезария Филиповского, польские нефтеперерабатывающие заводы для своих нужд возьмут от 2 до 4 миллионов тонн.

А теперь относительно времени. «Сарматія» при наилучших условиях в октябре получает деньги Евросоза на ТЭО, в ноябре объявляет победителя тендера. С мая 2005 «сарматовцы» смогут предметно говорить с инвесторами, на что - напомним – запланирован целый год. Так вот, только ближе к лету 2006 года может начаться строительство, которое будет длиться около трех лет.

Контракт с ТНК-ВР на реверсное использования «Одесса-Броды» утратит силу летом 2007 года. Кто будет пользоваться трубой еще два года? Опять “британские танкисты”?

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Андрей Гуцало, Варшава для «proUA»

Теги:

Версия для печати
6348
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus