24 сентября 2004, 17:26
Поделитесь публикацией:
Второе пришествие

"Для самых худших сценариев у нас имеются генералы, для всех остальных сценариев нужны государственные мужи". Именно эта дилемма стоит сейчас перед Александром Кузьмуком, которого 24 сентября 2004 г назначили министром обороны.

Война команд

Первый раз Александра Кузьмука назначали на должность министра в июле 1996 года, когда ему было сорок два, а за плечами – опыт командования танковой дивизией, 32-м армейским корпусом в Крыму и девятимесячное пребывание во главе Национальной гвардии. Теперь у него за спиной – парламентский опыт и горячее желание снова взяться за рычаги управления военной машиной. Она долгое время работала именно по его правилам.

Теперь Александр Кузьмук, несмотря на звание генерала армии, вполне может именоваться гражданским министром обороны. 24 октября 2001 года он – продержавшись на этом посту дольше всех своих четверых предшественников вместе взятых — подал рапорт об отставке. После того, как 4 октября 2001 года пассажирский лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом Тель-Авив-Новосибирск, был сбит над акваторией Черного моря украинской ракетой в ходе учений сил ВВС и ПВО Украины. Но уже весной 2002 года он был избран народным депутатом в одномандатном избирательном округе в Николаевской области. В Верховной Раде работал в комитете по вопросам национальной безопасности и обороны. Член фракции партий промышленников и предпринимателей и "Трудовая Украина". До второго пришествия на должность министра был также советником по вопросам безопасности премьер-министра Виктора Януковича.

Александра Кузьмука генералы примут, как своего. Евгений Марчук много сил положил на очистку министерского плацдарма от разветвленной команды Кузьмука-Шкидченко. Генеральская чистка была глубокой. "Широколампасники" кузьмуковской гвардии, после решений Евгения Кирилловича о кардинальном сокращении больших звезд в МО, были деморализованы. Евгений Марчук сменил практически всех должностных лиц на ключевых должностях. Но эту работу до конца не довел. Теперь смена министра автоматически будет означать и смену той команды, которую привел с собой Евгений Марчук. Приватизационно-коммерческие интересы, которые в последнее время стали чуть ли не самым острым вопросом борьбе в рамках министерства, будут сориентированы под новых игроков. В этом пакете интересов – реализация лишнего имущества, судьба заводов Минобороны, финансирование утилизации, судьба военных городков и санаториев и т.д.

Скорей всего, на должность первого заместителя министра — после снятия Олийныка эта клеточка тоже пуста — придет Дмитрий Рудковский, коллега Александра Кузьмука по парламенту и партнер по службе… Новый министр также постарается вернуть на свои посты тех "репрессированных", которые при Евгении Марчуке поплатились своими должностями за принадлежность к старой гвардии. При этом Александр Кузьмук может рассчитывать на почти абсолютную лояльность значительной части военной верхушки МО и ГШ. Хотя бы потому, что Александр Иванович ассоциируется с понятными правилами игры.

Право выбора

Но безграничной ли будет лояльность генералитета к новому-старому министру и в вопросах внутренней политики? Александр Кузьмук, вероятно, найдет доходчивые аргументы в разговоре с военными коллегами на тему "тому що". И даже может рассчитывать на демонстративное понимание. Ведь претендент на пост Верховного Главнокомандующего Виктор Янукович уже пообещал, что он сделает все для того, чтобы "Украина имела сильную, достойную армию". Для этого – увеличить расходы на оборону в следующем году по сравнению с нынешним на 22% — и довести их до 6 млрд. грн. Но есть несколько "но"…

Первая верстка бюджета-2005 показала, что с учетом возросших социальных расходов бюджет армии будет на уровне этого года. То есть не бюджетом развития, а бюджетом проедания. Это значит, что о реформе можно будет снова говорить, но не делать ее. Во- вторых, жесткие подходы по сокращению сформировали у армии на низах неприятие такой реформы, которая для них лично обернулась необходимостью переезда к другому месту службы без квартиры. Или того хуже – сокращением за три месяца до пенсии. На этом фоне значительная часть военных низов может рассматриваться как протестный электорат. А механизма убеждения "низов" "верхами" что все будет хорошо, практически нет. Ну, хотя бы потому, что армия уже давно не голосует на закрытых избирательных участках. Но если Александра Ивановича сделают ответственным за ход и исход политической битвы на доверенной военной ниве – то в этом для него лично может быть и ловушка, и трагедия. Потому что Александр Кузьмук, как профессиональный военный, запрограммирован на то, чтобы сражения выигрывать. Чего бы ему это не стоило…

Реформа

Так получилось, что именно при Александре Кузьмуке в январе 1997 года в стране была принята первая Государственная программа строительства и развития Вооруженных Сил, рассчитанная до 2005 года. Под хаотичными шатаниями и дебатами по поводу того, какой именно должна быть армия Украины, была подведена черта. По крайней мере, так тогда казалось. По версии той программы, уже сейчас мы должны иметь боеспособную армию. Но не сложилось. В дальнейшем Программу реформирования армии пришлось не раз осовременивать. Деньги под реформы находились "со скрипом". Военному руководству не оставалось другого пути, как выставлять на всеобщее обозрение мероприятия, что хоть как-то могут подтвердить приверженность идее реформ, – но без особых затрат. Например, заявлять о полной профессионализации армии – в году 2015. В который раз проваливается в тартары обещание завершить разработку и утвердить Программу развития вооружений и военной техники. Правда, с прошлого года ВСУ перестали быть главным ответственным за этот документ. Вопрос боеготовности армии в контексте этих пертурбаций в значительной степени риторический. Так как с реальным состоянием дел в армии ознакомлен не очень широкий круг людей. О боеготовности вспоминали лишь после падающих ракет, сбитых самолетов, подрывов складов.

Сейчас среди программных бумаг есть Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 г. – своеобразная "Белая книга", где определено, во имя чего и какую армию мы собираемся строить. Но более близкие ориентиры и задачи — на 2005-09 гг. — должны быть отражены в Государственной комплексной программе реформирования и развития Вооруженных сил. Проект ее должен быть готов к 30 ноября 2004 г. Скорей всего, с этим документом уже не успеют. Так что вопросы военной реформы уйдут на второй план – по крайней мере, до окончания второго тура президентских выборов. И выстраивания цепочки дальнейших кадровых решений.

При этом сам новый министр является сторонником поступательной военной реформы. Когда посланцы НАТО напоминали Александру Кузьмуку в его первую бытность министром о неспешности Украины в проведении военной реформы, то тогда он отвечал, что армия Украины уже уменьшилась на 410 тысяч. И что ни одна страна НАТО не имеет подобного опыта сокращения в такие короткие сроки. И о темпах ядерного разоружения Украины тоже не стоит забывать. И вообще – "опыт НАТО мы используем в полной мере. Но мы никогда не копировали его и не собираемся этого делать в будущем. Каждый опыт может прижиться лишь в том случае, когда он наложен на национальные особенности".



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!