УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Роман Шпек: „Украина надеется на активное участие Еврокомиссии в продвижении проекта Одесса-Броды в западном направлении”

0

О перспективах интеграции Украины в ЕС и о реализации общих проектов украинского государства с европейскими структурами в эксклюзивном интервью “ProUA” рассказал Представитель Украины при ЕС Роман Шпек.

- Прежде всего, хотелось бы понять, насколько для Украины сейчас является актуальным вопрос полноправного членства в ЕС. Или этот вопрос пока снят из повестки дня в отношениях Украины и ЕС?

- Вопрос относительно перспективы интеграции Украины в ЕС пока никто не снимал. Это есть и остается стержнем не только внешней политики нашего государства, но и внутренних преобразований. Если проанализировать так называемые “копенгагенские критерии”, то среди них вы увидите те требования к политическому, экономическому и социальному развитию общества, которые непосредственно отвечают курс нашего государства. Только достигнув этих критериев, Украина станет демократической страной с такой развитой экономической системой, которая способна будет обеспечить социальную защиту граждан, развитие образования и прочие сферы деятельности общества, что в целом и составляет генеральную стратегию развития Украины как европейского государства. Поэтому именно европейская интеграция и есть тем самым стержнем как внешней, так и внутренней политики Украины.

Вместе с тем тактика нашей интеграции в ЕС испытала модификации. Мы хотим строить наши отношения с ЕС путем реализации конкретных, но прагматических и действенных мероприятий. В их основе - только что согласованный на экспертном уровне План действий Украина-ЕС, рассчитанный на три года. Переход к такой тактике я бы не связывал лишь с внутренними событиями в Украине. Идет речь скорее об объективной оценке внутренней ситуации в ЕС. Не секрет, что сегодня Евросоюз после очередной волны расширения переживает довольно сложные, а иногда и мучительные внутренние трансформации. Среди граждан стран-членов ЕС усиливаются евроскептические расположения духа, есть проблемы в экономическом развитии. Я уже не говорю о том шоке, который ждет ЕС вследствие принятия решения о начале передвступительных переговоров с Турцией. При таких условиях, на мой взгляд, наиболее перспективным выглядит развитие отношений путем реализации конкретных краткосрочных договоренностей в определенных сферах, что даст возможность перевести отношения на более качественный уровень. Конечно, я далек от того, чтобы использовать внутренние проблемы в ЕС как аргумент для торможения темпов нашей интеграции в ЕС. Однако убежден, что именно такой курс не только постепенно будет приближать Украину к ЕС, но также будет оказывать содействие установлению в Украине европейских стандартов жизни, что, в конце концов, является более важным, чем любые политические обещания.

- Украина и ЕС согласовали общий План действий на следующие три года. Как сообщил руководитель представительства ЕС в Украине Иен Боуг, речь идет о внедрении новой политики соседства ЕС относительно Украины. Объясните, пожалуйста, в чем будет состоять эта политика.

- Действительно, 20 сентября на экспертном уровне была завершена общая с ЕС работа над Планом действий Украина-ЕС. Ценность этого документа состоит в том, что он впервые систематизирует мероприятия, которые может реализовать Украина с помощью европейской стороны с целью приближения к ЕС и переведения наших отношений на уровень интеграции. План действий предусматривает переход от сотрудничества к постепенной экономической интеграции Украины путем получения доступа к внутреннему рынку ЕС и возможность принимать участие в ключевых аспектах политики и программы Евросоюза. Предполагается также усиление политического сотрудничества. Убежден, что положительное влияние в результате реализации Плана действий ощутит практически каждая область украинской экономики: от сельского хозяйства до сталелитейной промышленности, от таможенных дел до сферы культуры. Конечно, доминантой ПД является обеспечение интересов обычного украинца. В конкретном плане речь идет о перспективе заключения Соглашения относительно упрощения визового режима между Украиной и ЕС, устранения разного рода дискриминации относительно украинских рабочих-мигрантов.

Конечно, у данного документа есть и будут свои оппоненты. Но это не должно нас пугать. Если мы действительно серьезно настроены в наших намерениях реализовать стратегию европейской интеграции как генеральную линию развития Украины, провозглашенную Президентом Украины, то должны засучить рукава и использовать те преимущества и шансы, которые открывает нам План действий. Этот документ нужен больше нам самим, так как в нем четко прописаны определенные правила игры, которые мы должны принять и придерживаться как потенциальный кандидат на членство в ЕС.

- Эксперты прогнозируют, что после президентских выборов политика Украины относительно ЕС изменится – или в лучшую, или в худшую сторону. Вы согласны с этим? И вообще – от чего будет зависеть в перспективе политика ЕС?

- Считаю, что каковы бы ни были результаты президентских выборов, а они, надеюсь, будут положительными, стратегия развития Украины, основанная на европейских принципах и стандартах, останется неизменной. Даже тот факт, что в горячий период президентской избирательной кампании Украина согласилась на принятие Плана действий с ЕС, свидетельствует об уверенности в европейском будущем Украины, о неизменности нашего отношения к развитию отношений с ЕС. Что касается политики ЕС относительно Украины, то она будет формироваться под влиянием ряда факторов. Среди них - проведение демократических реформ и прогресс в организации президентских выборов по сравнению с предыдущими, состояние экономического развития нашего государства, темпы рыночных реформ, добросовестное выполнение нами достигнутых соглашений и договоренностей, в том числе и Плана действий. Конечно, не следует игнорировать потенциального влияния на развитие нашего сотрудничества и проблем, связанных с внутренними трансформациями внутри ЕС, вызванных т.н. усталостью от расширения, принятием Конституции, эволюцией переговорного процесса с Турцией и т.п.

- Сейчас ЕС в Украину финансирует около 400 проектов на общую сумму приблизительно 400 млн. евро. Какие проекты ЕС готов финансировать в следующем году? В частности, идет речь ли о финансировании проектов, связанных с обустройством восточных и западных границ?

- Хотел бы разбить этот вопрос на две части. Во-первых, что касается проектов технической помощи со стороны ЕС. Действительно, ЕС является самым крупным донором Украины. В течение последних 10 лет, общая помощь со стороны ЕС достигла свыше 1 млрд. евро. Эта сумма включала как техническую помощь, так и макрофинансовую и гуманитарную. Надо отметить эффективную программы Тасіs, в рамках которой для Украины предусмотрена помощь на сумму около 68 млн. евро лишь на протяжении в этого года. Еврокомиссия также утвердила кредит Евроатома на повышение безопасности эксплуатации Хмельницкой и Ровенской атомных электростанций на общую сумму в 83 млн. долл. США. Кроме этого, в рамках Индикативной программы по ядерной безопасности ЕС также выделяет Украине 117 млн. евро на 2004-2006 года. Также, в соответствии с достигнутыми договоренностями с Европейской Комиссией удалось дополнительно привлечь 65 млн. евро на программу компенсации топливного дефицита Украины.

Что касается следующих нескольких лет, то на 2004-2006 года в рамках Национальной индикативной программы предусмотрено выделить 212 миллионов евро. Эта программа будет направлена на предоставление помощи в таких областях, как институционная, правовая и административная реформа; частный сектор и экономическое развитие; преодоление социальных последствий транзитного периода.

Во-вторых, что касается обустройства границ. Здесь у нас развивается довольно интенсивное и конструктивное взаимодействие. По бюджетам программы трансграничного сотрудничества Tacis 2001-2003 годов Украине со стороны ЕС выделено более 30 миллионов евро на усовершенствование общей системы управления границами в Украине, упрощение перемещения товаров и лиц через западную границу, укрепление возможностей противодействия нелегальной миграции, обучение персонала контролирующих служб, в том числе, для развития инфраструктуры и усовершенствования работы п/п «Ягодин» на украинско-польской границе – 11, 5 млн. евро.

Кроме этого, ЕС предоставляется содействие в повышении уровня технического оснащения и Сумского пограничного отряда (2,5 млн. евро), завершается разработка проекта относительно обеспечения техническим оснащением Черниговского, Донецкого, Луганского и Харьковского пограничных отрядов (8,5 млн. евро) Администрации Государственной пограничной службы Украины.

Но этими проектами наше сотрудничество с ЕС не ограничивается. Намереваемся и в дальнейшем принимать меры для укрепления инфраструктуры, обеспечения надлежащей охраны “зеленых зон” на украинско-русском, украинско-белорусском, украинско-молдовском участках государственной границы Украины с привлечением средств ЕС.

Напомню также, что в вышеупомянутом Плане действий предусмотрены усиление пограничного сотрудничества и существенное увеличение помощи со стороны ЕС странам соседям в усовершенствовании управления границами.

- Среди приоритетных вопросов в отношениях Украины и ЕС – создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Как продвигается реализация этого вопроса? Что Украина получит и что потеряет вследствие внедрения ЗСТ в отношениях с ЕС?

- Хочу подчеркнуть, что на данном этапе идет речь лишь об учреждении предпосылок для создания ЗСТ. Этот вопрос является одним из приоритетных в наших двусторонних отношениях. Создания ЗСТ между Украиной и ЕС прямо связано с обретением нашим государством членства в ВТО, которое, своей очередью, будет означать открытие рынков, в частности рынка сталелитейных изделий, новых возможностей для снятия технических барьеров в торговле и более эффективной защиты интересов украинских товаропроизводителей на рынках стран-членов ЕС. Важность создания ЗСТ для двух сторон отмечена и в Плане действий Украина-ЕС. Этот документ предусматривает ряд мероприятий, направленных на подготовку к начинанию соответствующих двусторонних переговоров.

Безусловно, создание зоны свободной торговли с ЕС открывает для Украины новые рынки, новые возможности. Вместе с тем украинский рынок превратится в объект возрастающего интереса и активности европейского бизнеса. А это станет толчком для развития конкурентоспособности, будет стимулировать внедрение инновационной модели развития нашего государства и более стремительное развитие высокотехнологических областей экономики.

- Еврокомиссия довольно остро подвергает критике Украину за строительство канала “Дунай-Черное море”. Изменилась ли ее позиция после соответствующих разъяснений украинской стороны? И в целом, по Вашему мнению, что стало причиной недоразумений Украины и европейской общности – недостаточное информирование, позиция Румынии или давление международных экологических организаций?

- Я думаю, что причиной недоразумений стал комплекс факторов, которые вы только что назвали. Однако я бы особо обратил внимание на реакцию Румынии, которая, по моему мнению, имеет под собой преимущественно политическую и экономическую, а точнее, коммерческую основу. С восстановлением канала Дунай-Черное море мы ликвидируем монополию Румынии на транзит из Дуная в Черное море. Конечно, никто в современном мире не хочет иметь сильного конкурента. Подтверждением этого тезиса является то, что после того, как Украина начала работы по восстановлению судоходного канала, румынская сторона приняла решение о снижении тарифов на транзит своими каналами.

Считаю, что решить проблемы с Румынией в этой области вполне возможно благодаря взвешенному, конструктивному диалогу в духе взаимопонимания и добрососедства. Надеюсь, что, несмотря на трения относительно этой проблемы, Румыния будет оставаться нашим добрым партнером, страной, которая последовательно поддерживает евроинтеграционные амбиции Украины.

Наше государство в последнее время приняло активные меры для снятия напряжения вокруг этого вопроса. Важным стало то, что европейская сторона не возражает против суверенного права Украины строить на своей территории то, что она считает целесообразным, в том числе восстановление судоходного канала. Вместе с тем беспокойство европейской стороны связано лишь с тем, чтобы избранные для реализации проекты наносили наименьший ущерб и не имели необратимого влияния на состояние окружающей среды.

Однако, последние меры, которые демонстрируют полную открытость украинской стороны и аргументированность позиции, в частности, передача соответствующих расчетов и оценок, организация поездки руководителей дипучреждений ЕС в Украину к району строительства, переговоры с Еврокомиссией, позволили смягчить позицию ЕС по данной проблеме. Надеюсь, что запланированный визит экспертов ЕК в Украину, а также последующая презентация этого проекта в Брюсселе позволят нам иметь в лице ЕС не оппонента, а надежного партнера в вопросе успешного воплощения в жизнь этого экономически привлекательного транзитного пути из Дуная в Черное море и его активного использования.

- Среди проектов, которые в свое время интересовали европейское сообщество, был и проект „Одесса-Броды”, который предусматривал транспортирование каспийской нефти в Европу. Изменилась ли позиция представителей европейских государств после того, как Украина решила использовать нефтопровод в реверсном направлении?

- Проект Одесса-Броды и сегодня остается важным для ЕС. После решения правительства Украины о реверсном использовании нефтепровода ЕК анализирует информацию относительно того, как будет позднее обеспечено прямое использование нефтепровода. Вместе с тем хочу особо подчеркнуть, что решение о временном реверсном использовании нефтепровода не означает отказа от его будущего использования в европейском направлении. Следует учитывать и тот факт, что решение украинской стороны позволяет использовать этот нефтепровод в двух направлениях, исходя из коммерческой целесообразности. Этот вопрос остается приоритетной задачей Правительства нашей страны, которое продолжает переговоры со всеми заинтересованными партнерами для решения существующих проблем на пути прямого использования нефтепровода. Украина сознает важное значение данного нефтепровода для энергетической безопасности Европы и надеется на активное участие Европейской Комиссии в продвижении проекта в западном направлении, а также на более активное привлечение частных компаний к его реализации.

«proUA» благодарит за организацию интервью с Романом Шпеком Представительство Украины при Европейском Союзе. Детальнее о сотрудничестве Украины и ЕС на веб-странице Представительства Украины www.ukraine-eu.mfa.gov.ua.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Сергей Руденко

Теги:

Версия для печати
45862
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus