УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Региональные партии: рождение феномена

0

Для многих украинских политиков президентские выборы – лишь повод для подготовки партийных структур к выборам парламентским. Внутри каждого из штабов уже сейчас видна активная борьба за партийные бренды, кассы и структуры, причем не только на национальном, но и на региональном уровне.

Согласно действующему законодательству, создание в Украине партии по региональному признаку запрещено. Однако множество партий, имеющих национальный статус, по сути, являются партиями сугубо региональными. Большинство областных организаций таких партий – структуры, созданные на бумаге и оживающие лишь перед выборами. Непрерывно действует лишь Центральный комитет, расположенный в одном из областных центров, в котором довольно успешно ютится весь партийный актив.

До сих пор эти партии оказывали достаточно небольшое влияние на ход политической жизни страны. Но с принятием нового избирательного законодательства, введения пропорциональной избирательной системы на областном и районном уровне, а также 3%-го барьера, похоже, наступает период их «второго дыхания».

Уже к следующим выборам на политической арене могут проявиться два разных типа региональных политических партий.

Первый тип – административный. К нему можно отнести партии, главы которых являются губернаторами областей либо авторитетными региональными политиками. В идеологической плоскости такие партии довольно невыразительны, однако это компенсируется наличием контролируемого административного ресурса, активными действиями губернатора по построению партийной вертикали области и партизации местного чиновничества, а также авторитетом региональной власти.

К таким партиям уже сейчас можно отнести:

- Селянскую партию. Вследствие недавних изменений в ее руководстве бывший глава получил пост губернатора Херсонской области, а теперешним председателем стала Татьяна Засуха – жена губернатора Киевской области. Она же и представляет партию в парламенте.

Возможно, СелПУ предпримет попытку пробиться в Верховную Раду. Однако то, что она будет представлена в областных и районных советах двух упомянутых областей, сомнения не вызывает.

- Либеральную партию во главе с губернатором Сумской области Владимиром Щербанем. После выхода из блока Виктора Ющенко «Наша Украина» партия стала формально самостоятельным игроком. В парламенте партию не представляет ни один депутат.

- Партию «Единство» во главе с мэром г. Киева Александром Омельченко. На сегодня партию в парламенте представляют 3 депутата: Анатолий Мокроусов, Станислав Сташевский и Сергей Ратушняк.

Не исключено, что к выборам 2006 года будут развернуты и другие региональные политические проекты, авторами которых станут губернаторы украинских областей. Возможно, что существующие маргинальные партии обзаведутся губернаторами-партийцами, которые будущие два года посвятят развитию этих партий на своих вотчинах.

Ко второму типу следует отнести идеологические партии. Это, как правило, партии, отстаивающие интересы, специфические для данного региона или имеющие идеологические установки, актуальные лишь для некоторых групп населения, компактно проживающих в границах региона.

Среди существующих партий такими могут стать «Русский блок», представляющий интересы русскоязычного населения в Крыму.

Также в результате переформатирования правого спектра политических партий и прогнозируемого создания новой партии В. Ющенко возможно, что крайние правые партии, такие как КУН, «Свобода», получат статус региональных и будут представлены в региональных советах Западных областей.

Кроме того, с большой долей вероятности можно говорить о возможности политизации крымско-татарского движения и создания на основе Меджлиса политической партии, отстаивающей собственные интересы в Верховном Совете АРК и райсоветах Крыма.

Перспективы

Краткосрочная перспектива. Низкий проходной барьер политических партий в парламент не будет стимулировать региональные партии к «блокированию» с более сильными «товарищами». В то же время шансы преодоления этого барьера за счет поддержки исключительно в своем регионе остаются довольно малыми. Достаточно вспомнить об амбициях омельченковского «Единства», пытавшегося за счет Киева проехать в Верховную Раду и получившего чуть более 1 процента.

Однако на региональном уровне эти партии могут потеснить национальных лидеров. Пример того же «Единства» тут показателен: если бы принятая недавно избирательная система действовала на выборах 2002 года, то в Киевгорсовете «Единство» получило бы одиннадцать с половиной процентов голосов и, соответственно, мандатов (если предположить, что выбор населения при голосовании за состав ВР и Киевгорсовета совпадал). Почувствуйте разницу.

Потому лозунги общенациональных партий, где акцент делается на масштабных проектах, рассчитанных на государство, станут для избирателей менее актуальными, чем четкие и ясные призывы региональных партий с местной спецификой. Такие партии, несомненно, получат большую поддержку и смогут на первых порах потеснить национальных тяжеловесов из областных и районных советов.

Тем более что сегодня далеко не у всех парламентских партий имеются разветвленные представительства во всех областях. Безусловно, что после президентских выборов партии будут сосредоточены на развитии своих структур, в первую очередь, на местном уровне. Как известно, областей у нас 25, районов в каждой - от пяти до десяти… Потому сложно давать гарантии положительного результата этих стараний в краткосрочной перспективе.

Кроме констатации высоких шансов региональных партий для прохождения, следует указать и на возможности их роста. Изменение избирательной системы с мажоритарной на пропорциональную усложнит представительство в Верховном Совете Автономной Республики Крым коренных народов Крыма (крымских татар, караимов, крымчаков и т.д.), которые ранее, проживая компактно, могли выбирать своих представителей в мажоритарных округах. Теперь для представления своих интересов им придется либо сотрудничать с существующими партиями, либо создавать свою. Следовательно, мы можем утверждать наличие оснований для создания новых региональных партий.

Но в краткосрочной перспективе преимущество будут иметь именно административные партии. В изменившемся законодательном поле губернаторы уже не смогут проводить в областные советы зависимых от себя подчиненных либо представителей бизнеса. Потому в случае отсутствия развитой региональной ячейки общенациональной партии, интересы которой отражает губернатор (не в каждой же области губернатор – Владимир Щербань), последнему придется идти на создание региональной партии административного типа. Именно такая политическая организация станет своего рода кузницей кадров для депутатского корпуса.

Безусловно, полнота реализации перспектив региональных партий будет зависеть от хода политической реформы и реформы местного самоуправления.

В первую очередь, речь идет о расширении или сужении полномочий местных советов. Широкие полномочия этих органов будут способствовать усилению партийной конкуренции на местном уровне. Как результат, на местах будут развиваться как региональные партии, так и региональные представительства общенациональных.

Немаловажным является также вопрос о статусе губернаторов, который будет влиять на ход межпартийной конкуренции.

В случае если губернатор остается государственным служащим, возможность его увольнения со своего поста будет являться серьезной угрозой для региональных административных партий, лидером которой он является. Это может заставить такие партии блокироваться на региональном уровне с партиями - национальными лидерами. В случае если губернатор станет политической фигурой, он будет заинтересован предстать перед населением главой партийного объединения, с помощью которого можно будет добиться подконтрольности облсовета и райсоветов.

Долгосрочная перспектива. Однако с ростом и укреплением региональных организаций влиятельных национальных партий можно прогнозировать усиление давления на местные партии, борьбу за кадровый ресурс и поддержку населения. Наличие политической поддержки на национальном уровне, более широких финансовых возможностей, интеллектуальной и информационной поддержки, а также узнаваемость бренда дает региональным представительствам национальных партий намного больше шансов в их борьбе с региональными партиями, являющимися карликами на национальном уровне.

Важным ресурсом в этой борьбе будет являться наличие идеологического лица у региональных партий и наличие у них широкой социальной базы, что, по нашему мнению, и определит их будущее. Эксперты утверждают, что политические партии строятся вокруг долговременных социальных расколов, существующих в обществе (раскол между богатыми и бедными, аграрными регионами и индустриальными и т.д.). «Покрывая» эти расколы, занимая относительно них ту или иную позицию, политические партии получают широкую социальную базу, которая дает повод говорить об их устойчивом положении в национальной политике и стабильных симпатиях избирателей.

Применимо к региональным партиям это означает, что в долгосрочной перспективе шансы на успешное существование такие партии имеют лишь в регионах, где действительно существуют специфичные социальные разломы, которые не в состоянии «покрыть» национальные партии. Как правило, речь может идти о существовании в некоторых регионах сепаратистских тенденций, существенных языковых или религиозных отличий, которые слишком локальны для их использования на национальном уровне.

На данном этапе можно говорить, что подобный ресурс для своего позиционирования имеют лишь немногие из заявленных региональных партий. Большинство регионов является достаточно гомогенными и их интересы успешно могут выражаться через систему национальных партий. Эксплуатируемый некоторыми политическими силами раскол по линии Восток-Запад является средством для позиционирования национальных партий, которые имеют свои корни в западных или восточных областях.

Заметные отличия мы можем наблюдать лишь в таком специфическом регионе, как Крым. Здесь, по нашему мнению, существует потенциальная возможность для закрепления русской и крымско-татарской политических партий, что является следствием сложной этнической и социальной ситуации в автономии. И хотя на данный момент такие партии либо не существуют (у крымских татар), либо достаточно ограниченно присутствуют в Крыму, в долгосрочной перспективе именно у них достаточно большие шансы для укрепления здесь своих позиций.

Нельзя также исключить появления региональных партий в Западной или Восточной Украине. Однако это может произойти, по нашему мнению, с меньшей вероятностью.

Причинами возникновения региональных партий в этих регионах могут стать:

- маргинализация партий, которые сегодня успешно действуют на национальной арене, но имеют свои корни в восточных или западных областях («Регионы Украины», «Наша Украина»);

- создание на базе «Нашей Украины» центристской политической партии, а также отход «Регионов Украины» от эксплуатации национальных и культурных различий. В таком случае правые осколки «Нашей Украины» и партнеры «Регионов» в Донецкой области (например, Славянская партия) могут взять на себя роль «защитников» языковых и национальных вопросов в своих регионах и превратиться в новые региональные партии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, по сути, региональные партии существовали и до принятия избирательного закона на пропорциональной основе. Однако их функционирование не поддерживалось и не стимулировалось. Новый избирательный закон изменит эту формулу уже к выборам 2006 г. с одной лишь оговоркой – значимость региональных партий возрастет в краткосрочной перспективе и применительно сугубо к местным советам. Мы можем говорить не только о присутствии региональных партий в областных советах, но и о появлении новых региональных партий, преимущественно административного типа.

В то же время в долгосрочной перспективе следует ожидать уменьшения числа региональных партий. Однако оставшиеся партии (по нашему мнению, такие стоит ожидать в Крыму и, возможно, в Донбассе и Галичине) смогут стабильно функционировать в своем регионе и активно влиять на региональную политику. Существующие на сегодня региональные партии административного характера без четко выраженной региональной идеологии, скорее всего, будут интегрированы в общенациональные партийные проекты.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Валентина Романова, Иван Пресняков Центр социальных исследований «София», для ProUA

Теги:

Версия для печати
119691
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus