УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

ТНК мечтает углубить трещину «Нефтегаза»?

0

Забавно наблюдать, как в украинских СМИ вновь активизировалась работа пророссийского энергетического лобби.

Аргументы сводятся к одному простому заклинанию: зависимость Украины от российского газа и нефти тотальна и ничего с этим не поделаешь. Как известно, последствие любых президентских выборов – кадровые перестановки. В лучшем случае. Поэтому вряд ли стоит серьезно обращать внимание на оправдания чиновников в прессе, которые успели сколотить личный капитал на проталкивании интересов соседнего государства в ущерб украинской экономике. Тем не менее, мэтры пиар-кампании всегда заслуживают внимания.

Так, к примеру, президент ТНК-Украина Александр Городецкий заявил, что после запуска нефтепровода Баку-Джейхан «нефти каспийского региона» для маршрута Одесса-Броды «просто не останется». Прочитав подобное утверждение, многие украинские и зарубежные эксперты просто рассмеялись. Так, по крайней мере, они отреагировали на просьбу proUa прокомментировать заявление г-на Городецкого.

Напомним, историю вопроса. Нефтепровод Баку-Джейхан связан с транспортировкой каспийской нефти с месторождений Азербайджана. Всего в этой зоне три месторождения. Главное – Чирак Гюнашли. При первичной геологоразведке суммарные запасы нефти на этих месторождениях были определены в 550 млн.тонн. Эти данные фигурировали при проведении тендеров на участие компаний в разработке месторождений. А в конце 90-х годов глубокая геологоразведка установила запасы нефти в полтора раза больше. То есть около 800 млн.тонн.

В период между этими двумя экспедициями геологов также разрабатывались основные маршруты транспортировки азербайджанской нефти. Напомним. Южный: Баку-Джейхан. Северный: Баку-Новороссийск. Западный: Баку – Супса. (Последний, как известно, наиболее интересный для Украины, так как Супса – это выход к Черному морю. А оттуда азербайджанская нефть могла доставляться танкерами к терминалу «Южный» и транспортироваться в Европу по нефтепроводу Одесса-Броды. Однако - пока не сложилось).

Сегодня действуют все три маршрута транспортировки азербайджанской нефти. При этом в качестве основного экспортного направления в 1996 году был выбран маршрут: Баку-Тбилиси-Джейхан. Напомним, это решение было названо «контрактом века». Согласно бизнес-плану, при запуске данной магистрали в 2005 году предусматривается около 20млн. тонн ежегодной прокачки. К 2008 году – прокачка будет составлять 50 млн.тонн в год.

Таким образом, простая арифметика показывает: г-н Городецкий, мягко выражаясь, говорит неправду. Азербайджанской нефти для украинской магистрали Одесса-Броды более чем предостаточно.

Следует обратить внимание и на такой момент. Еще в середине 90-х годов западные маркетинговые компании сделали стратегический вывод: наиболее выгодно (в связи с транспортными затратами) будет разрабатывать азербайджанские месторождения, когда мировая цена на нефть достигнет 35 долл. за баррель. Сегодня стоимость эталонного сорта нефти Brent на Лондонской бирже перевалила уже за 50 долл. за баррель. Для сравнения : российская Юралс, как известно, стоит на 8 долл. меньше. Нефть азербайджанских месторождений, утверждают эксперты, более лёгких сортов, чем Юралс. При этом сегодня на мировых рынках идет конкуренция за качество. То есть существует спрос на поставки более лёгких сортов нефти. Причина проста: из них можно сделать намного больше светлых нефтепродуктов. Иными словами, перспективы для азербайджанской нефти, утверждают эксперты, сегодня достаточно устойчивы. Эти же перспективы существуют и для транспортировки нефти через украинскую территорию. На это указывает не только объем запасов азербайджанских месторождений. Но и реальная перспектива расширения пропускной способности трубопровода Баку-Супса. Напомним, первоначально пропускной объём этой «трубы» составлял 5 млн. тонн. Затем был расширен уже до 8 млн.тонн. А запланированная цифра расширения – 18 млн.тонн.

Конечно же, тревогу г-на Городецкого понять можно. Дело в том, что подконтрольный ТНК маршрут Баку - Новороссийск становится всё менее привлекательным для потребителей нефти. Как известно, именно на этом маршруте происходит нефтяной «микс». То есть лёгкая азербайджанская нефть превращается - в тяжелую российскую Юралс. На выходе в Новороссийске. Технически это происходит, когда нефтепроводная труба от Азербайджана сливается с российской системой «Транснефти» (в районе Тихорецка).

Таким образом, попытки представителя ТНК «подорвать» транзитные интересы Украины в связи с запуском маршрута Баку - Джейхан, скорее всего, указывают на панику российской компании, связанную с грядущей утратой собственных прибылей. При этом г-н Городецкий явно забывает, что транспортировка лёгкой каспийской нефти через Украину не ограничена только планами сотрудничества с Азербайджаном. На Каспии, как известно, есть ещё и Казахстан. С его перспективным месторождением Тенгиз. В распоряжении украинской стороны, напомним, на сей счёт есть разработанный бизнес-план, конкретные предложения контрактов.

Тем не менее, возникает вопрос: отчего российское энергетическое лобби в Украине не стесняется действовать столь грубо и безапелляционно? Очевидно, уверенности ТНК придаёт то обстоятельство, что во время проталкивания идеи реверсного использования трубопровода Одесса-Броды удалось посадить на долговой крючок главу «Нефтегаза» г-на Бойко. Напомним, именно с его подачи Наблюдательный совет порекомендовал «Укртанснефти» взять у ТНК кредит в 108 млн. долл. для прокачки технологической нефти. Сама технологическая прокачка, как известно, необходима была для запуска нефтепровода. Здесь стоит напомнить, что бизнес-партнеры Украины, которые предлагали использовать трубопровод в прямом – аверсном режиме, предоставляли технологическую нефть бесплатно. Также напомним, что подобное «бесплатное» предложение – устоявшаяся мировая практика многих серьёзных компаний. Интересно заметить, когда возник вопрос о кредите от ТНК, один из украинских экспертов публично заявил, что это может стать «трещиной для «Нефтегаза». Похоже, его слова начинают сбываться.

Г-н Бойко, отвечая на вопросы журналистов, о планах по возвращению кредита, заявил, что долги начнут возвращаться «с поставкой первого танкера коммерческой нефти». Коммерческий запуск нефтепровода, как известно, уже состоялся. Однако на четвёртый квартал текущего года ТНК поставит гораздо меньше нефти, чем обещала. Так, уже заявлена прокачка и перевалка в объёме 1млн.200 тыс.тонн, вместо задекларированных ранее 3-4 млн.тонн. Объясняют это представители ТНК собственными коммерческими интересами. А также тем, что необходимо проверить «надёжность» украинского трубопровода. Таким образом, складывается впечатление, что для диверсификации энергоносителей в Украине (использовании Одесса-Броды в аверсном режиме) ставится заслон не только в виде долга в 108 млн. долл. ТНК, похоже, пытается поставить под сомнение техническую надежность новой украинской магистрали. Не по аналогии ли с известным грузовым самолётом «Мрия», когда в начале девяностых его пытались не допустить на мировые рынки?

Выход из создавшейся ситуации, по мнению экспертов, один: запустить наконец коммерчески выгодный для Украины проект аверса. Впрочем, можно ещё заставить г-на Бойко выплатить долг перед ТНК из собственного кармана.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Ольга Ансимова

Теги:

Версия для печати
48179
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus