УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Оккупация от «Газпрома»

0

У руководства «Газпрома» изрядное чувство юмора. Иначе нельзя объяснить то обстоятельство, что г-н Миллер подписал с главой «Нефтегаза» г-ном Бойко очередные соглашения именно в канун 60-летия освобождения Украины от фашистских захватчиков.

Подписание двухсторонних документов освятили своим присутствием президенты Кучма и Путин. Г-н Миллер прибыл в Киев в составе делегации высокопоставленного гостя, приглашенного украинской стороной на парад Победы.

Итак, два новых документа. Первый. Соглашение о взаимодействии на инвестиционной фазе деятельности ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Второй – контракт (между РАО «Газпром» и вышеуказанным ООО) на транспортировку дополнительных объемов природного газа по территории Украины. Соглашением, согласно официальным сообщениям, предусматривается достройка магистрали Богородчаны – Ужгород. Затем планируется строительство участка Ужгород – Новопсковск. Протяженность первого участка – 240 км, ориентировочные сроки строительства – 1,5 года, стоимость – 300 млн.долл. Стороны также договорились увеличить уставной фонд газотранспортного консорциума до 186,55 млн. грн. за счет внесения «Газпромом» и «Нефтегазом Украины» дополнительных взносов по 90, 575 млн. грн. ( Раньше уставной фонд консорциума, по официальным данным, составлял 1 млн. долл.)

Контрактом же предусматривается в следующем году дополнительно транзит 5 млрд. кубометров газа к существующим объемам. А увеличение транзита на 19 млрд. кубометров планируется с 2010 года. Контракт подписан на основе российско-украинского соглашения за август текущего года. Этот документ, в свою очередь, является продолжением двухстороннего соглашения от 4 октября 2001 года.

Можно было бы порадоваться планам расширить мощности газотранспортной системы и возможностям увеличить транзит газа в страны Западной Европы через территорию Украины. Однако дьявол, как всегда, в деталях. Независимые эксперты по-прежнему видят риск для украинской стороны в намерениях «Газпрома» проводить собственную тарифную политику и получить контрольный пакет в газотранспортном консорциуме. На это указывают как документы, предшествующие нынешнему соглашению, так и сама история создания консорциума.

Напомним, вначале было слово. Три президента – Кучма, Путин и Шредер на встрече в Санкт-Петербурге провозгласили о намерении создать трёхсторонний консорциум. В публичных выступлениях президентов объяснялась логика этой структуры: взаимный интерес страны - производителя газа, страны-транзитёра и страны-потребителя. Затем президент Путин в одном из публичных выступлений заметил: «Мы готовы привлечь к консорциуму и третью, и четвёртую сторону…» Суть этого риторического пассажа, очевидно, состояла в том, что как раз «четвёртую сторону» предлагала привлечь группа украинских экспертов, работающая на разных уровнях правительства. По их мнению, «четвёртая сторона» в виде, например, коммерческого банка (только не российского или германского) могла бы стать гарантом того, что страна-производитель и страна-потребитель, имея в консорциуме большинство, не смогут заставлять транзитёра постоянно снижать тарифы.

Такое предложение выглядело справедливым по двум причинам. Во-первых, потому что в практике «Газпрома» давно укоренилось нежелание рассчитываться с Украиной за транспортировку газа деньгами. «Газпром» платит газом. А это, как известно, оборачивается для государства не столько доходами в госбюджет, сколько доходами отдельных газотрейдеров. Во-вторых, привлечение «четвёртой стороны» выгодно, потому что Россия, в отличие от Украины и Германии, до сих пор не присоединилась к международной Энергетической хартии. Напомним, это единственный международный документ, который регулирует правила цивилизованного ведения транспортной и тарифной политики.

Так или иначе, сразу после заявления президента Путина о «четвёртой стороне» президент Кучма уволил из правительственного блока всех экспертов, которые эту идею и инициировали. Результат всем известен. Консорциум был создан даже не на трёхсторонней основе. А на двухсторонней. «Нефтегаз Украины» и «Газпром» окончательно зарегистрировали консорциум в январе 2003 года с долей каждой из компаний по 50%. Со статусом – общество с ограниченной ответственностью. В период регистрации немецкому концерну Ruhrgas послали приглашение принять участие в переговорах. В переводе с языка бизнес-дипломатии на язык нынешнего посла РФ в Украине, который по определению Владимира Путина «не большой специалист в языкознании» и «человек, который создал «Газпром», это, очевидно, должно звучать так: «Парни из «Рургаза», мы вас кинули!»

Итак, в чём состоит риск для интересов Украины на сегодняшний день? Независимые эксперты видят его в документах, предшествовавших подписанию соглашения о достройке двухсторонним консорциумом газотранспортной магистрали. То есть в ТЭО (технико-экономическом обосновании) строительства участка Богородчаны – Ужгород. Схема финансирования достройки магистрали предполагает привлечение как собственных денег «Нефтегаза» и «Газпрома», так и кредитных средств под отдельные корпоративные гарантии двух ведомств. Правда, в соотношении 50 на 50. Однако что может помешать известному лоббисту российских интересов г-ну Бойко привлечь деньги одной из структур, близких к «Газпрому»? В результате схема 50 на 50 (при учёте статуса ООО) может плавно перетечь в контрольный пакет «Газпрома» в международном консорциуме. Это во-первых.

А во-вторых, не стоит забывать о схеме погашения долга Украины за газ, который, по недавнему признанию Владимира Путина в прямом эфире украинских телекомпаний, был накоплен и при участии нынешнего посла РФ в Украине г-на Черномырдина – создателя «Газпрома». Г-н Черномырдин, по словам президента Путина, принимал и «непосредственное участие» в урегулировании погашения украинского долга, а также в создании газового консорциума. Напомним, переговоры по вопросу задолженности велись несколько лет. Сумма долга – 1,2 млрд. долл. В конечном итоге стороны выработали общую схему. Глава «Нефтегаза» озвучил её так: «Мы получили авансовый платёж от «Газпрома» в объёме 1,25 млрд. долл. и отправили его в счет погашения задолженности». А кто может помешать развить новые схемы, для того чтобы использовать эти деньги под «корпоративные гарантии» для строительства новых магистралей? Долг в виде кредита все равно остаётся долгом. А «Газпром» как не платил за транзит деньгами, так и не платит. Правда, может, согласно нынешнему контракту, начать платить с 2010 года.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Ольга Ансимова

Теги:

Версия для печати
124974
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus