УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

«Зона риска» украинской экономики

0

Представленный на прошлой неделе Минэкономики макроэкономический прогноз на 2005 год удивил своей оптимистичностью.

Понятно, что такой прогноз делается не один день, и начинали его готовить в условиях далеких от сегодняшних. Однако это не значит что работа, базисным положением которой является устойчивый рост, должна выставляться на обозрение в период высокой общественной, а значит и экономической, нестабильности.

Первыми, как и следовало ожидать, среагировали международные рынки наших внешних заимствований. Нервная динамика и ухудшение котировок сразу на 4 процентных пункта, с очевидностью свидетельствуют о видении наших среднесрочных перспектив международными инвесторами.

Даже вне сепаратистской волны, которая сейчас накатывается на различные регионы Украины, нельзя не заметить системных рисков для экономического развития страны в ближайшей перспективе. Остановимся на некоторых из рисков в банковской, внешнеэкономической и социальной сферах.

Конечно, основные сложности проявятся не сразу, поскольку экономика обладает достаточной инерционностью и гибкостью. Однако банковская система, как наиболее чувствительный барометр здоровья экономического организма, среагировала, как лакмусовая бумага. И речь не только о массовом выводе валютных активов за рубеж, о попытках которых объявил НБУ.

Прежде всего, речь следует вести об усложнении банковских платежей, задержек с их осуществлением, сбоями, которые, пусть лишь эпизодически, но уже проявились. Неизбежно, центральный банк ужесточит требования к рефинансированию, банковским гарантиям, экспортно-импортным контрактам, что увеличит как стоимость деловой активности, так и ее оперативность.

В свою очередь, коммерческие банки станут значительно осторожнее с выдачей новых кредитов, более жестко настаивать на своевременности возвратов. Особенные сложности ожидают малые и региональные банки, которые очень быстро могут остаться без ликвидных ресурсов. Если большие банки могут рассчитывать на межбанковский рынок, где, впрочем, стоимость ресурсов существенно возрастет, то малые, не имеющие надежного «прикрытия» крупных, окажутся попросту неплатежеспособными.

Ситуация усугубится, если начнется вывод депозитов, попытка перевести гривневую наличку в доллары, и, как следствие, неготовность банковской системы и массовому изъятию вкладов. Как известно, возможности расширенного кредитования напрямую зависят от аккумуляции ресурсов через депозитную систему. До ноября в Украине наблюдался устойчивый рост монетарных агрегатов – депозиты населения выросли на 13 млрд. грн. (с 33 до 46 млрд. грн.), а кредиты экономике на 17 млрд. грн. (с 58 до 75 млрд. грн.). Однако ухудшение экономических ожиданий означает включение обратного эффекта. И, отметим, начало процессу положено. Если в начале октября на гривневых депозитах населения сберегалось 27,9 млрд. грн., то к середине ноября их объем уменьшился на 2,5 млрд. грн. (до 25,4 млрд. грн.).

И если хотя бы несколько малых банков не смогут полностью выполнять свои обязательства, что, собственно, соответствует сценарию российского банковского кризиса нынешнего лета, паники и ухудшения ситуации не избежать. В любом случае, наверняка произойдет снижение кредитования экономики, более жесткие условия доступа к банковским и инвестиционным ресурсам, повышение процентной ставки, снижение деловой активности.

Что же касается внешнего сектора, который в последние годы был двигателем экономического роста, то здесь следует выделить две сферы рисков. Первая - заключается в том, что ограничения для транспорта или блокирование магистралей, морских и авиапортов, пограничных переходов, приведут к невозможности выполнения контрактов. Безусловно, усилятся межрегиональные ограничения внутри Украины, неизбежны потери для туризма, внешнего и внутреннего, смежной сферы услуг.

Следующие риски связаны с тем, что крупные экспортеры, в особенности металлурги, в условиях нестабильности не будут спешить с возвратом выручки от своих экспортных операций, а значит, ожидаемый приток валюты в страну может существенно уменьшиться. Подобная тенденция «удержания» уже начала проявляться с начала года. Согласно платежному балансу Украины объем недопоступлений выручки от экспорта или проплаченного, но не полученного импорта, за первое полугодие составил 3,1 млрд. дол. США (в первом квартале 1,4 млрд. дол. США). Понятно, что ныне этот процесс будет расширяться, а внешнеэкономические агенты и в дальнейшем не будут спешить возвращать валютные ресурсы на счета украинских банков.

В планах Минэкономики для валютного курса гривни на следующий год сохранен стабильный тренд, даже со слабой ревальвационной тенденцией. Однако, в случае сокращения валютных поступлений, что представляется неизбежным, постоянно повышающегося спроса на наличные доллары впору говорить не о стабильной гривне, а оценивать уровень и скорость ее (гривни) постепенного ослабления. Это следует из двух положений. Первое – потребительский спрос на доллары должен быть удовлетворен во избежание шоков. Второе – при достаточно высокой инфляции (нынешние среднесрочные 10-12% в годовом исчислении уже относятся к высокому уровню), происходит реальное удорожание гривни, следствием чего становится снижение конкурентных возможностей на внешних и внутренних потребительских рынках и ухудшении позиций украинского бизнеса.

Наконец, третья группа рисков концентрируется вокруг высоких социальных обязательств государства. Номинально наростить ВВП до 400 млрд. грн. не представляет сложностей, учитывая возрастающие инфляционные риски. Однако, даже незначительное снижение деловой активности, а с ними и реального экономического роста, приведут к заметному снижению налоговых поступлений.

Более того, экономические агенты будут активнее искать способы и возможности вообще отстрочить налоговые платежи, а в условиях политической нестабильности административных инструментов налоговых сборов явно будет не достаточно. Правительство (не зависимо от будущего премьера) также будет крайне ограничено в своих возможностях заимствований на внешних рынках. А если добавить, что политизация приватизации несомненно усугубиться, то возможности реального наполнения бюджета в будущем году выглядят достаточно проблематичными.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Василий Юрчишин, Директор исследований Агентства социального проектирования

Теги:

Версия для печати
53549
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus