УКРАИНА

материалы по теме:

Власть

Сквозь тернии монополии к звездам приватизации

0

Мотивы передачи «Нефтегазу Украины» государственных активов ряда нефтяных компаний остаются загадкой

Вторая половина 2004 года в нефтяной промышленности Украины прошла под знаком консолидации государственных нефтяных активов под эгидой НАК «Нефтегаз Украины».

Официальная позиция президента и правительства, инициировавших этот процесс, заключалась в желании получить механизм влияния на нефтерынок путем создания мощного национального игрока.

Начало процессу было положено летом 2004 года, когда, введя ручное регулирование рынка нефтепродуктов, руководство страны наконец-то занялось созданием национальной вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). С этой целью в июле президент распорядился передать госпакеты ЗАО «Укртатнафта» (43,054%) и ОАО НПК «Галичина» (25% плюс 1 акция) в уставный фонд ОАО «Укрнафта», владельцем контрольного пакета акций которого является НАК. Схема, которая однозначно была спланирована в интересах группы «Приватбанк», владельца 42% акций «Укрнафты», вызвала бурю негодования общественности и даже привела к расколу пропрезидентского парламентского большинства по причине возможной утраты госконтроля над «Укрнафтой».

В итоге президент пересмотрел свое решение и с 14 сентября ВИНК начали создавать на базе «Нефтегаза», а госпакеты «Укртатнафты» и «Галичины» подлежали передаче уже ему. С НПК «Галичина» сразу возникли проблемы, когда один из его мажоритарных акционеров добился судебного запрета на проведение оценки стоимости госпакета, заблокировав тем самым его передачу НАКу.

С «Укртатнафтой» было полегче. С поразительной быстротой, в течение пяти дней, ФГИ передал НАКу на баланс госпакет «Укртатнафты». При этом соблюдать определенную законодательством процедуру никто не собирался. В частности, не был получен отказ других акционеров «Укртатнафты», являющейся закрытым АО, от реализации своего приоритетного права на приобретение отчуждаемого пакета; не была проведена экспертная оценка стоимости госпакета; прием акций на баланс НАКа был осуществлен без соответствующего увеличения уставного фонда и регистрации дополнительной эмиссии в Госкомиссии по ценным бумагам и др. Правда, вопросы с татарскими акционерами НАКу удалось снять путем длительных и напористых уговоров, в итоге их согласие на передачу пакета НАКу таки было получено.

«Нефтегаз» продолжал наступление. Под предлогом необходимости интегрировать мощности по производству масел, «Нефтегаз Украины» выступил с инициативой приобрести пакет акций в размере 92,41% ОАО «Азовские смазки и масла» («Азмол»). ФГИ уже объявил о проведении соответствующего конкурса, условия которого трудновыполнимы для всех украинских компаний, кроме НАКа. При этом остается не совсем понятным, почему для получения контроля над «Азмолом» государственная компания НАК «Нефтегаз Украины» должна именно приобретать за деньги государственный пакет акций «Азмола». Вполне достаточно было бы передать госпакет акций в управление НАКу каким-нибудь распоряжением Кабмина, или опять таки внести пакет в его уставный фонд. Но, видимо, зачем-то понадобились поступления в бюджет именно «живыми деньгами».

И последний объект, к которому приценился «Нефтегаз Украины», - калушское ЗАО «Лукор», созданное российским «Лукойлом» и украинским ОАО «Ориана». В результате появилось распоряжение Кабмина о приостановке приватизации ОАО «Ориана» и реализации принадлежащего ему пакета акций в ЗАО «Лукор» (47.93%) с инвестобязательством погашения задолженности ОАО «Ориана» перед Баварским объединенным банком в размере EUR19 857 789.39. НАКу предписано участвовать в приобретении пакета акций.

Имея перед очами недавний пример «Укртатнафты» и опасаясь повторения такой же ситуации на «Лукоре», российский соучредитель «Лукора» начал срочный вывод производственных мощностей в подконтрольный ему «Карпатнефтехим».

К слову, дела на «Лукоре» и без НАКа идут не плохо. «Лукойл» вложил в предприятие более 200 млн грн инвестиций и в настоящее время мощности «Лукора» загружены на 90%. Объем реализации «Лукора» с приходом россиян увеличивается год от года.

По оценке главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко, реализация планов по консолидации государственных активов даст компании контроль над более чем 40% рынка нефтепродуктов и более чем 80% рынка масел. Поэтому противодействие насильственному переделу рынка со стороны других его участников понятно. НАК хочет отхватить «жирный кусок пирога» стоимостью около 2 млрд. дол. в год, но другие игроки дают понять, что никто не намерен сдавать свой бизнес добровольно.

Однако на примере «Укртатнафты» руководство страны показало, что добиться своего методом напористых уговоров оно умеет. Замять возможный скандал - даже если в него будут вовлечены россияне - не проблема, тем более что руководство России не раз демонстрировало способность пойти на кратковременные уступки ради будущих дивидендов от «стратегического партнерства».

Поскольку законность методов передачи НАКу нефтяных активов подчас вызывает большие сомнения, это породило разговоры о том, что такие рискованные шаги преследуют цели, весьма отличные от официально продекларированных. Например – некоторые эксперты усматривают в такого рода действиях предпосылки к созданию возможностей для теневой приватизации государственных активов. В пользу этой версии говорит и то, что иначе остается непонятным, зачем НАКу непрофильный «Лукор», специализирующийся на производстве не бензина или тех же масел, а этилена, пропилена, бензола, хлористого винила и т. п.

В соответствии с нынешним законодательством НАК «Нефтегаз Украины» может отчуждать пакеты акций компаний, находящиеся в его собственности, если на то получено разрешение правительства. Более того, законодательство допускает и возможность продажи пакета акций самого НАКа. Таким образом, открытая приватизация компании не исключается. Однако более реальной представляется как раз приватизация теневая, при которой заинтересованные структуры не обретают права собственности официально, но зато в нужном им направлении перенаправляется значительная часть финансовых потоков компании.

Государственные компании привлекательны для такого рода «приватизаторов» именно тем, что существует возможность получения контроля над «курами, несущими золотые яйца», без траты каких-либо средств на их приобретение - достаточно иметь связи в правительстве. Да и статус госкомпании, как показывает опыт, открывает дополнительные возможности по сравнению с частной формой собственности: благодаря покровительству со стороны государства любое, даже не совсем укладывающееся в правовые рамки, решение может быть обосновано государственными интересами.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Источник: Борис Елин

Теги:

Версия для печати
181728
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «Комментарии:», 2016

Яндекс.Метрика Система Orphus