28 декабря 2004, 13:41
Поделитесь публикацией:
Их убирают неспеша

Поверить в самоубийство министра транспорта и связи Георгия Кирпы может либо душевнобольной, либо тот, кто министра никогда не видел.

Фраза "Если звезды тушат – это кому-нибудь нужно" в полной мере соотносится с гибелью Георгия Кирпы.

О значимости министра транспорта и связи свидетельствует хотя бы то, что его – "простого госслужащего" — за несколько лет пребывания на Олимпе не приписали намертво ни к одной из политико-экономических сфер влияния. Одни говорили о его бизнес-интересах с Ахметовым, другие – о близости к Пинчуку, третьи – о том, что он – креатура эсдеков, четвертые – что он человек Президента.

Все, как всегда, оказались правы. Будучи "нужен всем", Георгий Кирпа не только удержался на своем посту, но и за несколько лет построил собственную империю. Со своим бюджетом, своими законами, своей моралью, даже — армией.

Как всякая уважающая себя империя, министерство активно занималось "собиранием земель". И стоит отметить, что это ему вполне удавалось. Преобразование просто Министерства транспорта в Министерство транспорта и связи привело к тому, что из трех самых больших украинских монополий ("Укрзализныця", "Укртелеком" и "Нефтегаз") две попали под контроль Георгия Кирпы. Кирпа единственный, кто смог подчинить гражданскому ведомству армейские регулярные части – имеются в виду железнодорожные войска. Юристы до сих пор ломают себе голову, насколько законным был соответствующий указ Президента.

Кроме системных преобразований, Кирпа занялся невиданной стройкой. Проекты Минтранса стали уже притчей во языцех. Количество крупных строек, затеянных министром, сродни разве что временам освоения БАМа: автострада “Киев — Одесса”, канал “Дунай — Черное море”, мост через Днепр в Киеве, новый вокзал в Киеве и десятки новых вокзалов по Украине...

Ресурсы для строек привлекались отовсюду: и собственные средства “УЗ”, и целевые бюджетные средства, и турецкие инвестиции, и странные кредиты “от Берлускони”.

Но как бы то ни было, такая активная хозяйственная деятельность приклеила к Георгию Кирпе ярлык “крепкого хозяйственника”, “ эффективного менеджера” и даже “возможного премьер-министра”. Особенно в этом постаралась пресса. Гигантскими рекламными бюджетами “Укрзализныци” не попользовался разве что ленивый. Робкие попытки некоторых СМИ покритиковать Минтранс пресекались достаточно быстро: тем же финансовым пряником. Единственным исключением несколько лет назад стало жесткое противостояние “Киевского телеграфа” и “Укрзализныци”. Тут уже Кирпе пришлось задействовать более тяжелую артиллерию, чем банальные деньги. Хотя в принципе результат оказался тот же: Деркачи отступили, и больше на “святая святых” уже никто не посягал.

Был, правда, еще один неприятный для Георгия Кирпы инцидент со СМИ. После того, как его начали прочить от парламентского большинства на пост премьер-министра, в Интернете против него появились фальшивки с порнографическим уклоном. Скандал особо не афишировали, тем более что в заказе подозревали представителей другой провластной политической силы.

Внешне, кстати, выглядело так, что Кирпа и сам особо не рвался к политической власти. Ему хватало и экономического могущества. По оценкам множества экспертов, если бы в Украине все капиталы были более легальны, то хит-парад миллиардеров журнала "Wprost" выглядел бы совсем по-другому. И Кирпа занял бы там подобающее место. Потому даже создание "карманной партии" — "Відродження" — выглядело не трамплином к заоблачным политическим высотам, а лишь как один из инструментов влияния.

Все, кто работал или даже просто общался с Кирпой, отмечают его жесткость, напористость и желание быть полным властелином с подчиненными и паритетным игроком с равными себе.

Если его политическая линия и пролегала в чьем-то фарватере, то лишь потому, что это ему было выгодно экономически. Потому нет ничего странного в том, что сразу после второго тура и начала Оранжевой революции Кирпа, которого оппозиция жесточайше критиковала за спецпоезда с открепниками, сделал нестандартный ход. Минтранс сделал официальное заявление о том, что "спецпоезда" действительно существовали, но для "Укрзализныци" это был исключительно бизнес. Минтранс даже назвал цифру: 9 миллионов гривень, заработанных на спецрейсах. Иными словами, Кирпа просто "сдал" штаб Януковича или, по крайне мере, постарался максимально от него дистанциироваться. Мало того, народный депутат от "Нашей Украины" Александр Гудыма в интервью "5-му каналу" заявил, что во время Майдана Кирпа организовал несколько эшелонов, которые привезли протестующих с Западной Украины.

Трудно представить, что Кирпа был настолько наивен, что считал, что таких действий хватит, чтобы победители закрыли глаза на "антифашисткие" листовки, которыми были обклеены все электрички Украины. Но подстелить соломки он все-таки попытался. Тем более что, возможно, были и другие действия без особой огласки в этом направлении.

И все же, видимо, смерть Георгия Кирпы вряд ли случилась в связи с его политической деятельностью. Ведь в таком случае нужно было бы перебить половину элиты страны. Тем более невероятной выглядит версия Ивана Салия, который высказал предположение, что Кирпа покинул этот мир в связи с тем, что деньги, которые должны были идти на строительство киевского моста, оказались потраченными на избирательную кампанию. Слишком мелкий масштаб. Исходя из такой логики, Кирпа должен был стреляться по несколько раз в году. То есть это не те деньги, из-за которых убивают или кончают жизнь самоубийством. Наиболее вероятной версией произошедшего все-таки являются робкие мысли некоторых "знатоков", что речь могла идти о КАКИХ-ТО других деньгах и КАКИХ-ТО других источниках доходов. Приводят и возможные варианты. Но поскольку тут уже говорится о вещах, которые нарушают чуть ли не все статьи КК Украины, то бездоказательно приводить их здесь не будем.

Главное, на чем пока все сходятся: до сих пор никто уверенно не может сказать – каким образом Кирпа зарабатывал деньги. Стандартных бюджетных схем для такого размаха не хватило бы. Думается, что об этом мы уже не узнаем: слишком узок круг посвященных. Как не узнаем правды о мотивах гибели еще одного видного эсдека — председателя правления "Укркредитбанка" Юрия Ляха.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!